К оглавлению

2.1.3. Увеличение осадки от крена

Наличие крена у судна увеличивает его осадку (рис.12)

 

r12.gif (4063 bytes)

Рис.12.

Величина крена зависит как от ширины судна, так и от угла крена. Поскольку подводная часть корпуса судна имеет сложную конфигурацию, и любое накренение нарушает симметрию погруженной части относительно диаметральной плоскости, то использование простых формул для расчета дополнительного проседания возможно лишь на небольших углах крена, когда эта несимметричность не приводит к существенным погрешностям.

В Наставлениях НШС-82 (НШСР-86) увеличение осадки судна при углах крена q < 10о рекомендуется определять (в метрах) из выражения:

f23.gif (1275 bytes)

(23)

Следует помнить, что отсутствие статического крена не дает основания пренебрегать этой величиной, т.к. у судна может в любой момент появиться динамический крен в результате воздействия ветра или волн.

Кроме того, динамический крен будет иметь место при маневрировании судна, что следует учитывать при движении по криволинейному фарватеру. В этом случае приближенный расчет дополнительного проседания от динамического крена можно произвести на основании того, что на установившейся циркуляции наступает равенство моментов кренящего Мкр и восстанавливающего Мв [4]:

f24.gif (2801 bytes)

где     D - водоизмещение судна, кг;

Vц - скорость судна на циркуляции, м/с;

g - ускорение свободного падения, 9.81 м/с2;

Rц - радиус циркуляции, м;

Zg = (Zm - ho ) - возвышение центра тяжести над основной плоскостью, м;

Zm - возвышение метацентра над основной плоскостью, м;

ho - начальная метацентрическая высота, м.

Выразив угол q из (24) и подставив его в (23) можно получить формулу для приближенного вычисления ожидаемого приращения осадки от динамического крена, если известны: начальная метацентрическая высота, радиус кривизны фарватера и предстоящая скорость движения:

f25.gif (2457 bytes)

(25)


К оглавлению