2.3. Возникновение спутной волны
Спутная волна, имеющая большую амплитуду, представляет серьезную опасность для сооружений, находящихся на низменном берегу. Поэтому задача судоводителя заключается в том, чтобы не допустить образования спутной волны. Академик А.Н.Крылов считал, что опасность появления спутной волны возникает при движении судна со скоростью 0.75 - 1.25 Vкр .
При движении судна в канале сопротивление воды существенно отличается от сопротивления на мелководье с неограниченной акваторией и зависит от соотношения площадей wк /wД (поперечного сечения канала wк и подводной части мидель-шпангоута wД ) . При этом увеличивается как вязкостное, так и волновое сопротивление. Причиной тому является ограниченность сечения канала, в результате чего скорость потока, обтекающего судно, увеличивается, а это приводит к росту вязкостного сопротивления. Увеличение скорости потока приводит к более резкому перепаду поля давлений вдоль судна, в результате чего образующиеся волны имеют более сильную амплитуду. А это, естественно, является причиной более высокого волнового сопротивления.
При движении судна в канале достижение
критического значения скорости наступает
раньше, чем на неограниченной акватории. Область
критических скоростей в канале зависит от
соотношения wк /wД , и если
при плавании на мелководье с неограниченной
акваторией судно может следовать, в общем случае,
со скоростью до     
, то при движении в канале
скорость не должна превышать 
.
В Наставлениях НШС-82 (НШСР-86) приводится таблица, которая определяет допустимую скорость судна, при которой не образуется спутная волна (для Нгл / d < 1.4 ; 6 < L/B < 9) (табл.8).
Таблица 8
| Глубина, м | 3  | 
    5  | 
    7  | 
    8  | 
    10  | 
    12  | 
    16  | 
    20  | 
    30  | 
  
| Скорость судна, уз | 4.3  | 
    5.6  | 
    6.6  | 
    7.0  | 
    7.8  | 
    8.6  | 
    9.8  | 
    11.0  | 
    14.0  | 
  
Эта таблица соответствует скорости
судна 
 и
никак не учитывает соотношение ширины судна с
шириной канала.
Группа специалистов, занимавшаяся проблемами проводки крупнотоннажных судов Ленморканалом, разработала рекомендации по выдерживанию скорости движения в канале в зависимости от стесненности фарватера ( табл.9 ) [ 7 ].
Таблица 9
w к / w A  | 
    2.5  | 
    4  | 
    5 - 6  | 
  
| Скорость судна, м/с | 
  | 
    
  | 
    
  |