К оглавлению

2.3. Возникновение спутной волны

Спутная волна, имеющая большую амплитуду, представляет серьезную опасность для сооружений, находящихся на низменном берегу. Поэтому задача судоводителя заключается в том, чтобы не допустить образования спутной волны. Академик А.Н.Крылов считал, что опасность появления спутной волны возникает при движении судна со скоростью 0.75 - 1.25 Vкр .

При движении судна в канале сопротивление воды существенно отличается от сопротивления на мелководье с неограниченной акваторией и зависит от соотношения площадей wк /wД (поперечного сечения канала wк и подводной части мидель-шпангоута wД ) . При этом увеличивается как вязкостное, так и волновое сопротивление. Причиной тому является ограниченность сечения канала, в результате чего скорость потока, обтекающего судно, увеличивается, а это приводит к росту вязкостного сопротивления. Увеличение скорости потока приводит к более резкому перепаду поля давлений вдоль судна, в результате чего образующиеся волны имеют более сильную амплитуду. А это, естественно, является причиной более высокого волнового сопротивления.

При движении судна в канале достижение критического значения скорости наступает раньше, чем на неограниченной акватории. Область критических скоростей в канале зависит от соотношения wк /wД , и если при плавании на мелководье с неограниченной акваторией судно может следовать, в общем случае, со скоростью до     f2-3-1.gif (1040 bytes), то при движении в канале скорость не должна превышать f2-3-2.gif (1033 bytes).

В Наставлениях НШС-82 (НШСР-86) приводится таблица, которая определяет допустимую скорость судна, при которой не образуется спутная волна (для Нгл / d < 1.4 ; 6 < L/B < 9) (табл.8).

Таблица 8

Глубина, м

3

5

7

8

10

12

16

20

30

Скорость судна, уз

4.3

5.6

6.6

7.0

7.8

8.6

9.8

11.0

14.0

Эта таблица соответствует скорости судна f2-3-3.gif (1096 bytes) и никак не учитывает соотношение ширины судна с шириной канала.

Группа специалистов, занимавшаяся проблемами проводки крупнотоннажных судов Ленморканалом, разработала рекомендации по выдерживанию скорости движения в канале в зависимости от стесненности фарватера ( табл.9 ) [ 7 ]

Таблица 9

w к / w A

2.5

4

5 - 6

Скорость судна, м/с

f2-3-4.gif (1246 bytes)

f2-3-5.gif (1245 bytes)

f2-3-6.gif (1091 bytes)


К оглавлению