3.1. Спасательные шлюпки

Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.



По способу доставки на воду спасательные шлюпки делятся на спускаемые механическими средствами и спускаемые свободным падением.

Шлюпбалки - это устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки.

3.1.1. Конструкция корпуса

К конструкции корпуса предъявляется ряд требований, некоторые из которых приведены ниже:

1) Все спасательные шлюпки должны обладать достаточной прочностью, чтобы:

2) Корпус спасательной шлюпки должен быть жестким из негорючего или не поддерживающего горения материала.

3) Шлюпка должна иметь сверху закрытие, защищающее людей от воздействий внешней среды:

 

 

Пассажирские суда могут комплектоваться шлюпками обоих типов, а грузовые суда - только шлюпками закрытого типа.

Размещение шлюпок частично закрытого типа на пассажирских судах дает большое преимущество в скорости посадки пассажиров при эвакуации.

4) Спасательные шлюпки должны иметь запас плавучести, позволяющий удерживаться на плаву полностью залитой шлюпке со снабжением и находящимися в ней людьми.

5) Спасательные шлюпки должны быть остойчивы в случае, когда они заполнены 50% числа людей, допустимого к размещению, сидящих в нормальном положении по одну сторону от ее диаметральной плоскости.

6) Спасательные шлюпки закрытого типа должны быть самовосстанавливающимися при опрокидывании.

3.1.2. Оборудование шлюпки

Схема устройства огнезащищенной спасательной шлюпки, спускаемой на лопарях

Посадочные места.

Посадочные места оборудуются на поперечных и продольных банках или закрепленных сидениях. Способ оборудования посадочных мест обычно связан с типом шлюпки.

Схема расположения посадочных мест в шлюпке, спускаемой на лопарях

В шлюпке, спускаемой на лопарях, наибольшая часть посадочных мест оборудована на банках, расположенных вдоль бортов (спиной к борту).

На шлюпках большой вместимости, когда ширина позволяет, дополнительные места могут оборудоваться на продольных банках в середине (лицом к борту), либо на поперечных банках.

Схема расположения посадочных мест в шлюпке, спускаемой свободным падением

В шлюпках, спускаемых свободным падением, устанавливают сиденья со спинками и подголовниками.

Устанавливают их поперечными рядами так, чтобы люди сидели лицом к корме, что обеспечивает принятие спинкой кресла инерции человека при входе шлюпки в воду.

Для полностью закрытых шлюпок требуется, чтобы сидения были оборудованы привязными ремнями.

Поскольку полностью закрытые шлюпки являются самовосстанавливающимися, то ремни рассчитываются на удержание человека на месте не только во время качки, но и на время, когда шлюпка находится в перевернутом состоянии.

 

Двигатель

Каждая спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания. На спасательных шлюпках устанавливаются двигатели с воспламенением от сжатия, отвечающие следующим требованиям:

1) Двигатель способен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды.

Это позволяет запускать двигатель для периодических проверок вне воды, а в случае оставления судна - опустить шлюпку на воду уже с запущенным двигателем и немедленно отойти от судна.

2) Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз, и не менее 2 узлов при буксировке спасательного плота наибольшей вместимости, установленного на данном судне, нагруженного полным комплектом людей и снабжения.

3) Запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

Для обеспечения возможности использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку (Приложение 4).

Пуск двигателя

 

Осушение

1) Шлюпка должна быть либо самоосушающейся, либо иметь ручной насос для удаления воды.

2) Спасательная шлюпка, спускаемая на лопарях, должна быть оборудована спускным клапаном.

Доступ в шлюпку

Входы в спасательную шлюпку делаются с обоих бортов и имеют такие размеры и положение, чтобы была возможность поднимать на борт шлюпки людей в беспомощном состоянии, как из воды, так и на носилках.

Спасательная шлюпка устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить посадку в нее:

Спасательная шлюпка должна иметь посадочный трап, позволяющий людям забраться в шлюпку из воды. Как правило, трап делается съемным и хранится внутри шлюпки.

С наружной стороны по бортам шлюпки выше ватерлинии (в пределах досягаемости для находящегося в воде человека) устанавливается поручень или спасательный леер.

Если шлюпка не самовосстанавливающаяся, то такие же поручни должны быть установлены в нижней части корпуса для того, чтобы люди могли держаться за перевернутую шлюпку.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.

Топрик - трос, натянутый между оконечностями шлюпбалок.

Спасательный шкентель - растительный или синтетический канат с мусингами (узлами), использующийся как экстренное средство для спуска с борта судна в шлюпку или в воду.

Сигнальный огонь

На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Аварийное освещение

Внутри шлюпки в верхней части устанавливается источник света, обеспечивающий освещение, достаточное для чтения инструкций. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Устройство для крепления буксировочного фалиня

Располагается в носовой оконечности шлюпки. Это устройство должно обеспечивать возможность разобщения под нагрузкой (во время буксировки) изнутри шлюпки.

Система автономного воздухоснабжения

Спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения должны быть устроены так, чтобы обеспечить при закрытых входах и отверстиях нормальную работу двигателя не менее 10 мин. При этом воздух должен оставаться безопасным и пригодным для дыхания.

Такие шлюпки, обычно, устанавливаются на судах, авария на которых может сделать атмосферу вокруг судна непригодной для дыхания.

Система автономного воздухоснабжения обычно основана на использовании баллонов со сжатым воздухом, снабженных индикаторами, позволяющими регулировать давление подаваемого воздуха.

Маркировка устройства запуска системы воздухоснабжения

Огнезащищенность

Огнезащищенные шлюпки, обычно, устанавливаются на судах, авария на которых может привести к разливу и возгоранию вокруг судна нефти или нефтепродуктов. Поскольку при нахождении в огне атмосфера вне шлюпки непригодна для дыхания, то такие шлюпки имеют автономную систему воздухоснабжения.

Испытания на огнезащищенность

Огнезащищенные спасательные шлюпки должны обеспечивать безопасность находящихся в них людей в течение не менее 8 мин, находясь на воде в зоне охватывающего ее со всех сторон огня, а температура воздуха на уровне головы сидящего человека не должна превышать 60оС.

Следует помнить об ограниченности допустимого времени пребывания в зоне огня и стремиться в кратчайший срок уйти из опасной зоны. Если кромка зоны огня не видна, то выходить следует поперек направления действия ветра, где более высока вероятность скорейшего выхода из опасной зоны, поскольку нефтяное пятно будет вытягиваться по линии ветра.

Обычно такие шлюпки для повышения огнестойкости оборудуются системой водяного орошения. Для орошения используется забортная вода.

Водозаборное устройство системы располагается в нижней части шлюпки таким образом, чтобы исключить попадание в систему горючих жидкостей с поверхности воды. Далее вода под давлением подается по наружным трубкам, в которых через определенные интервалы установлены распылители.

Маркировка устройства запуска системы водяного орошения

 

3.1.3. Аварийное снабжение

Согласно Кодексу ЛСА [3] в спасательной шлюпке всегда должен находиться определенный комплект снабжения, необходимого для выживания людей в случае оставления ими судна:

1) Средства, обеспечивающие эксплуатацию шлюпок:

2) Средства сигнализации

Может не находиться в шлюпке, но должно быть предусмотрено для спасательных средств:

3) Вода и пища

4) Медикаменты и медицинские принадлежности

5) Рыболовные принадлежности

Перечень рыболовных принадлежностей Кодексом ЛСА не устанавливается. Обычно в комплект входят: леска, крючки, блесны, синтетические приманки.

6) Прочее снабжение:

Схема устройства и расположение аварийного снабжения спасательной шлюпки, спускаемой свободным падением:

1) 1 плавучий черпак
2) 2 ведра
3) 2 топора
4) 1 контейнер со средствами сигнализации:

6 фальшфейеров; 4 парашютные ракеты; 2 плавучих дымовых шашки, оранжевых; 1 сигнальное зеркало; 1 складной нож с консервооткрывателем и лезвием для клетневания; 1 электрический фонарь с 1 запасной лампой и 2 запасными батарейками


5) 2 консервных ножа
6) 1 огнетушитель
7) 1 комплект рыболовных принадлежностей
8) 1 свисток
9) 5-литровые контейнеры с питьевой водой (З литра на человека)
10) пищевой рацион (по одной упаковке на человека)
11) 2 чашки для питья
12) плавучий якорь
13) 2 фалиня, длиной 15 м, диаметром 14 мм
14) 2 спасательных кольца с плавучими линями длиной 30 м, диаметром 8 мм

15) 1 аптечка для спасательных шлюпок с препаратом против морской болезни (6 доз на каждого человека)

 

16) 1 компас
17) 1 ручной осушительный насос
18) 1 радиолокационный отражатель
19) дизельное топливо
20) 2 отпорных крюка
21) 1 поисковый фонарь
22) теплозащитные средства
23) 1 инструкция по выживанию/по подаче сигналов бедствия
24) 1 посадочный штормтрап

Незакреплённое оснащение:
25) 1 ключ для сидений/топливного бака
26) 1 комплект подъёмных стропов
27) 1 аварийный румпель
28) 2 стропа для носилок

Запасные детали для двигателя:
29) 1 V -образный ремень
30) 1 фильтр для топлива
31) 1 рабочее колесо насоса
32) 1 масляный фильтр
33) 1 набор инструментов
34) 1 насос для слива масла

 

3.1.4 Установка на судне

Спусковое устройство спасательных шлюпок должно обеспечивать безопасный спуск шлюпки с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20о на любой борт и дифференте до 10о (на нефтяных танкерах, танкерах-химовозах и газовозах эти значения могут быть больше).

Спуск шлюпки происходит только под действием силы тяжести или накопленной механической энергии и не зависит от судовых источников энергии.

3.1.4.1 Спасательные шлюпки, спускаемые на лопарях

Лопари - стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и проведенные на лебедку, предназначенные для спуска и подъема шлюпки.

Шлюпки устанавливаются горизонтально по обоим бортам судна. Их спуск осуществляется на лопарях вдоль борта судна до тех пор, пока шлюпка не окажется на воде.

 

Лопари - стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и проведенные на лебедку, предназначенные для спуска и подъема шлюпки.

Шлюпки устанавливаются горизонтально по обоим бортам судна. Их спуск осуществляется на лопарях вдоль борта судна до тех пор, пока шлюпка не окажется на воде.

 

 

 

 

Схема установки спасательной шлюпки, спускаемой на лопарях:

 

Распределение сил, обеспечивающих спуск шлюпки

Приведенный рисунок объясняет, почему для спуска шлюпки не требуется никакой источник энергии.

Центр тяжести шлюпки mxg и точка опоры R (точки, когда спуск производится на двух балках) разнесены в пространстве таким образом, что создают пару сил, заставляющих шлюпбалку ваваливаться за борт, когда освобождаются предусмотренные для удержания крепления.

Такая конструкция позволяет производить эвакуацию людей с гибнущего судна, когда вышли из стоя все источники энергии.

Влияние крена на возможность спуска шлюпки

Поскольку возможность спуска шлюпки зависит от взаимного расположения центра тяжести шлюпки и точки реакции опоры, то естесственно, что эта возможность ограничивается положением судна в пространстве.

Приведенный рисунок показывает, что после достижения некоторого критического угла крена взаимодействие сил начинает прижимать шлюпку к балкам вместо её вываливания за борт.

Управление спуском

Управление спуском шлюпки, спускаемой на лопарях, может осуществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это позволяет при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска. Такая возможность обеспечивается тем, что после освобождения шлюпки от найтовов и разблокирования стопора вываливающихся балок шлюпка остается висеть на лопарях, уложенных на барабан лебедки.

Барабан с лопарями удерживается тормозной системой, управляемой рукояткой, манипулирование которой возможно как с палубы, так и дистанционно из шлюпки, используя трос дистанционного управления, заведенный через систему блоков на рукоятку управления. Более подробно принцип действия спускового устройства описан в разделе "Спусковые устройства с лопарями и лебедкой".

Для подъема шлюпки на борт предусматривается как механический привод лебедки, так и ручной. Мощность лебедки должна обеспечить подъем шлюпки с ее командой управления (но не с полным комплектом людей).

Разобщающий механизм

Процедура разобщения является очень ответственной частью процесса спуска спасательной шлюпки на воду. Командир шлюпки (или лицо, принявшее на себя эту функцию) должен ясно себе представлять к каким последствиям могут привести те или иные манипуляции с органами управления. Для грамотной и безопасной эксплуатации устройства разобщения следует ознакомиться с его конструкцией.

Шлюпки, спускаемые на лопарях, оборудуются разобщающим механизмом, который устроен таким образом, чтобы оба гака отдавались одновременно. При этом разобщающий механизм предусматривает два способы разобщения:

1) без нагрузки - разобщение происходит после спуска шлюпки на воду, когда нагрузка на гаках исчезает;
2) под нагрузкой - когда разобщение может быть произведено как на воде, так и на весу при наличии нагрузки на гаках.

Для получения целостного представления о системе разобщения и взаимосвязи её различных элементов следует рассмотреть следующий рисунок:

Пример схемы разобщающего устройства

Основными элементами системы разобщения являются:

  1. носовой и кормовой гаки;
  2. устройство управления разобщением;
  3. гидростатический блокиратор;
  4. тросы, обеспечивающие передачу усилий.

В отличие от прочих грузовых устройств гаки разобщающего устройства спасательной шлюпки являются не продолжением грузового троса, а частью конструкции шлюпки. А лопари (тросы, на которых спускается шлюпка) заканчиваются увеличенным цепным звеном или специальной стальной рамкой, входящей в зацепление с гаком. Такая конструкция позволяет установить внутри шлюпки тяги, обеспечивающие одновременное откидывание носового и кормового гаков, в результате чего происходит освобождение шлюпки от лопарей.

Гак спасательной шлюпки

Схема устройства гака спасательной шлюпки

 

Принцип действия шлюпочного гака при разобщении с подвесом можно представить следующим рисунком:

Процесс разобщения

1) тяга троса управления поворачивает эксцентрик, запирающий стопор гака;

2) стопор гака проворачивается и освобождает гак;

3) взаимное расположение оси гака и тяги звена подвеса приводит к откидыванию гака;

4) происходит разобщение гака с подвесом

 

В приведенной схеме разобщения управляющий механизм представляет следующую конструкцию:

 

Данное устройство разобщения имеет защиту от случайного срабатывания в виде предохранительной чеки, которая не дает возможности перемещать рукоятку управления разобщением.

Предохранительная чека выдергивается непосредственно перед действием по разобщению!

Маркировка устройства разобщения

 

Защиту от случайного разобщения, когда шлюпка находится еще на весу, а предохранительная чека уже выдернута, обеспечивает гидростатический блокиратор.

Блокировка разобщения на весу

 

Рукоятка блокиратора разблокирует рукоятку управления автоматически только после того, как шлюпка окажется спущенной на воду.
Однако, в случае экстренной необходимости разобщения на весу рукоятку блокиратора можно повернуть рукой (для чего необходимо открыть крышку).

 

Принцип автоматического разблокирования рукоятки управления основан на использовании поплавка.

При погружении шлюпки на воду поплавок гидростата всплывает, чем перемещает вверх шток и трос управления рукояткой блокиратора.

В результате этого рукоятка блокиратора занимает положение, не препятствующее манипулированию рукояткой управления разобщением.

 

Схема действия такого механизма разобщения состоит в следующем:

1)

Исходное положение

Шлюпка находится вне воды: рукоятка управления разобщением заблокирована предохранительной чекой и рукояткой блокиратора.

Предохранительная чека выдергивается непосредственно перед действием по разобщению!

2)

Разблокирование устройства

Автоматическое

После опускания шлюпки на воду гидростатическое устройство выжимает рукоятку блокиратора вверх, чем открывает возможность перемещения рукоятки управления разобщением.

Ручное

Для разобщения "под нагрузкой" (на весу) рукоятка блокиратора поднимается рукой и удерживается до полного завершения перемещения рукоятки управления.

3)

Разобщение

Перемещением рукоятки управления вытягиваются тросы управления носовым и кормовым гаками, что приводит к открытию гаков и освобождению лопарей.

Перемещение рукоятки управления должно быть выполнено одним решительным движением до упора!

 

Общая схема работы разобщающего устройства в нормальном режиме (без нагрузки) выглядит следующим образом

 

Так как процедура разобщения является одной из наиболее ответственных процедур во время спуска шлюпки, то в ней должна быть предусмотрена краткая и легкая в понимании инструкция, описывающая последовательность действий для разобщения шлюпки с подвесом.

Пример инструкции процедуры разобщения


3.1.4.2 Шлюпки, спускаемые свободным падением

Шлюпки устанавливаются в наклонном положении. Они могут устанавливаться как по бортам судна, так и на корме. При отдаче удерживающих шлюпку стопоров она разгоняется по направляющим наклонной рамы и приводняется на безопасном расстоянии от судна.

Несмотря на некоторые конструктивные отличия изделий различных производителей, общие принципы конструкции можно понять из рассматриваемых ниже примеров.

Шлюпка устанавливается, опираясь привальным брусом на катки, расположенные на наклонных балках.

От скатывания её удерживают два независимых механизма: первый - захваты, устанавливаемые в кормовой части шлюпки; второй - удерживающее устройство.

Захваты, которые входят в зацеп со специальными элементами шлюпки, стягиваются найтовом через глаголь-гак и талреп. Талреп позволяет обтянуть найтов, а глаголь-гак предназначен для быстрого освобождения шлюпки от захватов.

 

 

Удерживающее устройство представляет собой два кронштейна (на шлюпке и на шлюпбалке), которые входят в зацепление при установке шлюпки.

 

Для разобщения шлюпки со шлюпбалкой гидравлический поршень, приводимый в действие насосом, приподнимает корму шлюпки и выводит кронштейны из зацепления, после чего шлюпка свободно скатывается по опорным каткам.

- спуск шлюпки свободным падением (3.35 Мб)

Несмотря на простоту и надежность схемы доставки на воду шлюпки методом свободного падения процедура эвакуации экипажа требует строго соблюдения правил поведения, которые описаны далее. Кроме того, отсутствие надлежащего обслуживания спускового устройства может привести к тяжелым последствиям при сбросе шлюпки. Так крайне важным является содержание в надлежащем состоянии опорных катков, по которым скатывается шлюпка. Дело в том, что если по каким-то причинам катки будут подтормаживать разгон шлюпки, и она не наберет достаточную скорость при сходе с рамы, то после прохождения центра тыжести над последним катком под действием силы тяжести шлюпка начнет заваливаться носом. Это продольное вращение может привести к опрокидыванию шлюпки при входе в воду:

- опрокидывание шлюпки при спуске (5.26 Мб)

Спусковое устройство шлюпки, спускаемой свободным падением, должно дополнительно быть оборудовано средствами для ее спуска и подъема на талях. Такое дополнительное устройство может действовать как на использовании силы тяжести или накопленной механической энергии, так и питаться от основного и аварийного источника энергии судна.

 

3.1.5 Маркировка спасательных шлюпок

На корпусе спасательной шлюпки должна быть нанесена следующая информация:

Нумерация шлюпок (если на судне их установлено больше одной) ведется с носа в корму. Шлюпки правого борта имеют нечетные номера, а шлюпки левого борта - четные.

Название судна и порт приписки должны быть нанесены на каждом борту шлюпки в носовой части печатными буквами латинского алфавита.

Средства опознавания (какому судну принадлежит шлюпка и ее номер) должны быть нанесены таким образом, чтобы они были видны сверху.

 

3.1.6 Эвакуация людей с использованием спасательной шлюпки

 

Эвакуация людей с использованием спасательной шлюпки предусматривает несколько последовательных этапов:

  1. Подготовка к спуску
  2. Посадка людей
  3. Доставка на воду
  4. Отход шлюпки от судна

Независимо от способа спуска на воду в шлюпку следует доставить дополнительное оборудование и снабжение, необходимое для выживания после оставления судна:

Дальнейшие процедуры зависят от способа доставки шлюпки на воду.

3.1.6.1 Подготовка к спуску шлюпки на лопарях

1)Прежде чем войти в шлюпку необходимо убедиться, что гаки полностью закрыты должным образом.

2)Перед спуском на воду необходимо закрыть колпачком/пробкой спускной клапан (находится в нижней точке корпуса и имеет соответствующую маркировку).

3) В случае необходимости готовятся к использованию фалини из аварийного снабжения, которые крепят к оконечностям шлюпки и разносят вдоль борта.

a. Шлюпку, спускаемую на лопарях вдоль борта в штормовых условиях, необходимо удерживать от раскачивания и биения о борт судна.

- Спуск шлюпки на лопарях (2,3 Мб)

b. Если спуск шлюпки производится, когда судно имеет ход относительно воды, то в этом случае также необходимо использовать фалини для удержания шлюпки у борта.

 

При спуске шлюпки фалини потравливаются втугую через утки или другие подходящие элементы конструкции.

Если длина фалиня позволяет, то предпочтительнее его заводка дуплинем (проводка вокруг какого-либо элемента конструкции и возвращение ходового конца в шлюпку), чтобы не оставлять на борту судна людей, которым бы пришлось потом спускаться в шлюпку по штормтрапу.

4) Убрать леерное ограждение посадочной палубы.

Может возникнуть потребность производить посадку людей или погрузку груза с посадочной палубы.

5) Подготовить штормтрап (опустить за борт).

Может возникнуть потребность перемещения людей с борта судна в шлюпку, или из шлюпки на борт судна, когда шлюпка будет уже на воде.

6)Обеспечить, чтобы трос дистанционного управления спуском был заведен в шлюпку.

7)Отдать найтовы (если они не отдаются автоматически при освобождении стопора вываливающихся балок).

8) Освободить стопор шлюпбалок.

В результате перечисленных действий спасательная шлюпка готова к спуску на воду и удерживается на месте только за счет тормозной системы шлюпочной лебедки.

Инструкцию, описывающую порядок действий при подготовке к спуску шлюпки можно представить в следующем виде:

Руководство
Схема
1

Проверить, что рукоятка установки (выделена зелёным цветом) находится в горизонтальном положении и касается стопора.

Это указывает на то, что стопор гака заблокирован.

Не заблокированный должным образом стопор может привести к разблокированию гака в результате рывков или вибрации в процессе спуска, что приведет к разобщению гака с лопарем.

Никогда не входите в спасательную шлюпку не убедившись, что гаки полностью закрыты должным образом! Незавершенная установка гаков может стать причиной падения шлюпки и гибели людей.

2

Проверить, что рукоятка устройства освобождения находится в положении "закрыто", и предохранительная чека установлена.

3

Освободить стопор вываливающихся балок.

4

Убедиться, что трос дистанционного управления спуском заведен в шлюпку.

5

Открыть посадочную дверь спасательной шлюпки и сесть в шлюпку.

6

Убедиться, что спускной клапан закрыт и затянут.

7

Включить питание.

8

Открыть клапан подачи топлива.

9

Убедиться, что открыт клапан подачи забортной воды для охлаждения.

10

Закрыть дренажный клапан выхлопной трубы.

11

Пристегнуть привязные ремни.

 

Посадка людей

Посадка людей в шлюпку, спускаемую на лопарях, может производиться:

Доставка на воду

Инструкцию, описывающую порядок действий при спуске шлюпки можно представить в следующем виде:

Руководство

Схема
1
Запустить двигатель
маркировано как
2
Потянуть вниз трос дистанционного управления спуском.

Натяжение троса управления приводит к разблокированию барабана лебедки, на котором находятся лопари, шлюпка вываливается за борт и опускается на воду.

Основные меры безопасности на данном этапе:

Осторожно

  • Необходимо убедиться, что найтовы не зацепились за носовой и кормовой гаки.
  • Тянуть вниз трос дистанционного управления мягко и медленно во время вываливания шлюпки.
  • Тянуть полностью вниз трос дистанционного управления можно только после того, как шлюпка будет полностью вывалена за борт.
  • Рулевой должен предупредить экипаж, чтобы были готовы к приводнению, когда шлюпка приблизится к поверхности воды.

Предупреждение

  • При использовании механизма дистанционного управления из шлюпки никогда не наматывайте веревку или трос вокруг пальца, руки или пояса, поскольку это может привести к ампутации пальца/руки.
  • Не останавливайте процесс вываливания шлюпки в положении над палубой. Рывок шлюпки при остановке может привести к повреждениям.
  • Быстрое вываливание может стать причиной опасного рывка шлюпки в тот момент, когда вываливающиеся балки достигнут конечного положения.
  • При медленном спуске шлюпку трясет, что может быть опасным.

Отход шлюпки от судна

Для шлюпки, спускаемой на лопарях, после приводнения необходимо еще освободиться от связи с судном в виде лопарей и фалиней, если они использовались при спуске.

Разобщение без нагрузки

Если обстоятельства позволяют, то разобщение с лопарями следует производить в режиме без нагрузки. Делать это следует в момент, когда шлюпка находится на подошве волны: пройдя это положение, шлюпка начнет подниматься на гребень, и нагрузка на гаках будет отсутствовать. Если начать процедуру разобщения на гребне волны, то в дальнейшем шлюпка начнет опускаться к подошве (скорее всего, раскачиваясь в продольной и поперечной плоскостях). Это приведет к натяжению лопарей (или только одного лопаря) и рывкам, что затруднит процедуру разобщения без нагрузки.

Инструкцию, описывающую порядок действий при разобщении без нагрузки можно представить в следующем виде:

Руководство

Схема
1

Убедиться в том, что спасательная шлюпка приводнилась.

2

Убрать предохранительную чеку рукоятки разобщения.

3

Одним решительным движением перевести рукоятку разобщения в полностью открытое положение.

Нерешительное движение, или недоведение рукоятки до упора может привести к тому, что произойдет разобщение только одного гака, а это в условиях сильного волнения может привести к тяжелым последствиям.

Примечание: В случае, если при выше описанной процедуре не произошло освобождение гака, убедитесь в состоянии обоих гаков и приводнилась ли шлюпка. Даже если гаки не могут быть разобщены согласно выше описанной процедуре разобщения без нагрузки, возможна процедура разобщения под нагрузкой, описанная ниже.

Разобщение под нагрузкой

В условиях, когда имеется течение вдоль борта, когда судно имеет ход, или на волнении, когда гидростатический блокиратор производит разблокировку устройства периодически, освободиться от лопарей позволит возможность разобщения под нагрузкой.

Инструкцию, описывающую порядок действий при разобщении под нагрузкой можно представить в следующем виде:

Руководство

Схема
1

Убедиться, что спасательная шлюпка приблизилась к поверхности воды настолько близко, насколько это возможно, но гидростатический блокиратор не сработал.

2

Убрать предохранительную чеку рукоятки разобщения.

3

Открыть крышку гидростатического блокиратора.

4

Поднять и удерживать рукоятку гидростатического блокиратора.

5

Одним решительным движением перевести рукоятку разобщения в полностью открытое положение.

Нерешительное движение, или недоведение рукоятки до упора может привести к тому, что произойдет разобщение только одного гака, переворачиванию шлюпки в воздухе и падению с тяжелыми последствиями для пассажиров.

Устройство разобщения под нагрузкой позволяет сбросить шлюпку с любой высоты. Поскольку падающая днищем на воду шлюпка почти не погружается в воду, то приобретенная кинетическая энергия создает сильную ударную нагрузку, что может привести к гибели или серьёзным травмам пассажиров. В режиме разобщения под нагрузкой следует стремиться опустить шлюпку настолько близко к воде, насколько это возможно.

Следует избегать сбрасывания шлюпки с высоты более 3 м.

Если обстоятельства требуют освобождения шлюпки на весу, то об этом необходимо предупредить людей в шлюпке.

Освобождение фалиней

Если при спуске шлюпки для ее удержания от раскачивания использовались фалини, и на борту остались люди, то фалини крепятся таким образом, чтобы шлюпка оказалась у борта под штормтрапом. После того, как последний человек переместится с судна на шлюпку, фалини освобождаются (в крайнем случае - перерубаются топорами, находящимися в оконечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна.

Если позволяют обстоятельства, то нужно стремиться сохранить фалини. Они могут понадобиться для буксировки, для объединения с другими спасательными средствами, для вытягивания шлюпки на берег и т.п.

 

3.1.7 Эвакуация людей с использованием спасательной шлюпки, спускаемой свободным падением

Посадка людей в шлюпку, спускаемую свободным падением, производится на месте ее установки.

Пассажиры шлюпки должны всегда занимать одни и те же места, т.к. ремни безопасности должны быть заранее индивидуально плотно подогнаны.

Перед спуском проверить, чтобы окружающее пространство было свободно от плавающих объектов.

Спускать шлюпку на воду следует с включённым двигателем.

Последовательность действий можно представить в следующем виде:

Инструкцию, описывающую порядок действий можно представить в следующем виде:

Все направляются к месту посадки в спасательную шлюпку.

Необходимо надеть тёплую одежду.

Спасательные жилеты следует взять с собой, но не надевать.

Внимание!

Не надевать спасательные жилеты до спуска шлюпки на воду.

Нарушение этого правила может привести к серьёзным травмам или смерти во время спуска.

1) Освободить найтовы (строп, стягивающий захваты)

2) Отсоединить зарядное устройство

3) Подняться на борт спасательной шлюпки

Внимание!

Закрепить все свободные предметы и пристегнуть ремни безопасности.

3.

1) Закрыть носовой люк и вентиляционное отверстие

 

2) Закрыть посадочный люк

4. Сразу пристегнуть ремни безопасности.

5.

 

 

РАЗОБЩЕНИЕ:

1. Закрыть винтовой клапан (поз. 1)

2. Запустить гидравлический насос (поз. 2).

Примерно после 20 тактов удерживающее устройство разъединится, и шлюпка будет свободна.

 

 

 

АВАРИЙНОЕ РАЗОБЩЕНИЕ:

Применять только в случае повреждения основного разобщающего устройства.

1. Закрыть винтовой клапан (поз. 3)

2. Применить аварийный насос (поз. 4)

Примерно после 30 тактов удерживающее устройство разъединится, и шлюпка будет свободна.

ВНИМАНИЕ:

Перед возвращением шлюпки на спусковую платформу гидравлический поршень должен быть переведен в исходное положение.

Спуск на лопарях

Спуск спасательной шлюпки на лопарях применяется, когда невозможен спуск свободным падением. Такие условия могут возникнуть на мелководье (при посадке на мель, например), или при наличии плавающих под бортом предметов (лёд, оказавшийся за бортом груз и т.п.).

В зависимости от особенностей конкретной конструкции могут быть некоторые отличия, но в общем может применяться описанная ниже последовательность действий:

1. Подсоединить лопари шлюпбалки к стропам подвеса.

2. Поднимать шлюпбалку до тех пор, пока тросы не натянутся в вертикальном положении.

3. Освободить найтовы (строп, стягивающий захваты)

4. Пассажирам спасательной шлюпки занять свои места и пристёгнуть привязные ремни

5. Запустить гидравлическую систему разобщения

 

 

 

6. Вывалить шлюпбалку за борт, после чего производится спуск шлюпки на воду.

Поднятие на борт шлюпки производится в обратной последовательности спуска на лопарях. В процессе поднятия на шлюпке должна быть только команда управления (3-4 человека).

3.1.8 Подъем и установка на место спасательной шлюпки, спускаемой на лопарях

Требования к эксплуатационной готовности спасательных шлюпок, предусматривают их периодическое спускание на воду. В связи с этим после проверки возникает задача возвращения шлюпки на штатное место хранения. При этом процедура установки шлюпки требует квалифицированных и слаженных действий команды управления.

Установка гаков и устройства разобщения

Для установки гаков и устройства разобщения требуется, по меньшей мере, три человека (по одному на носовом и кормовом гаках и один на механизме управления разобщением). Порядок действий при подготовке гаков к подъему можно представить в виде последовательности:

Руководство

Схема
1

Поднять носовой и кормовой гаки и удерживать их в закрытом состоянии.

Может потребоваться значительное усилие чтобы поднять гак и привести в зацепление внутренний элемент замка.

2

Одновременно на обоих гаках повернуть вниз одним непрерывным движением рукоятки установки до касания стопора.

Рукоятка устройства разобщения автоматически возвратится в закрытое (заблокированное) положение, как только рукоятки установки будут повернуты вниз.

3

Убедиться, что носовой и кормовой гаки находятся в нормальном положении установки.

Убедиться, что рукоятки установки находятся в контакте со стопором.

4

Убедиться, что рукоятка разобщения находится в закрытом (заблокированном) положении, и предохранительная чека вставлена.

Если рукоятка разобщения находится в незакрытом положении, то невозможно вставить предохранительную чеку.

Схема взаимодействия элементов гака при его установке в исходное положение может быть представлена следующим рисунком:

Взаимодействие элементов устройства: 1) гак поднимается до упора; 2) упираясь в верхнюю часть стопора, гак поднимает стопор; 3) рукоятка установки, жестко соединенная с запирающим эксцентриком, проворачивается; 4) провернутый до упора эксцентрик, запирает замок гака и вытягивает трос, соединенный с рукояткой разобщения, что переводит рукоятку в закрытое положение.

Подсоединение звена подвеса

Процедуру подсоединения подвеса следует выполнять согласно ниже описанной последовательности только после полной установки в исходное положение устройства разобщения.

- Необходимо соблюдать особую осторожность при подсоединении гаков, чтобы не защемить руки или пальцы.

- Ненадлежащая установка в исходное положение, или несоблюдение ниже описанной последовательности действий могут привести к серьезным травмам или гибели людей в результате падения шлюпки на воду с высоты.

Порядок действий при подсоединении звеньев подвеса к гакам можно представить в виде последовательности:

Руководство

Схема
1

Подвести шлюпку под лопари.

2

Поднятием или опусканием лопарей подобрать нужную высоту звена подвеса.

3

Вставить предохранительную чеку в рычаг ручного тормоза лебедки на борту судна.

4

Зацепить одновременно за носовой и кормовой гаки звенья подвеса спускового устройства.

5

Приподнять шлюпку до момента отрыва от воды и остановить подъем.

Убедиться, что носовой и кормовой гаки подсоединены должным образом.

6

Убедиться, что у шлюпки, находящейся вне воды, рукоятка гидростатического блокиратора находится в положении "закрыто".

7

Если установка в исходное положение оказалась незавершенной - повторить процедуру с первого шага.

Не проводите процедуру возвращения шлюпки на место, если выше описанные процедуры не завершены.

Краткая инструкция по установке на штатное место должна быть в Руководстве по эксплуатации и обслуживанию спасательной шлюпки и может выглядеть в виде блок-схемы.

Основные меры безопасности на данном этапе:
  • Не подсоединяйте звенья подвеса к гакам до тех пор, пока гаки полностью не будут возвращены в исходное состояние. Подсоединять звенья подвеса во время процедуры возвращения гака в исходное состояние опасно, т.к. это приводит к неполной установке.
  • В случае использования строп крепления необходимо подсоединить к гаку нижнее звено стропа вместо звена подвеса.
  • Оба гака должны быть подсоединены одновременно для предотвращения повреждений одного из гаков из-за чрезмерной нагрузки.

    Если подсоединен только один гак, шлюпка может оказаться подвешенной только за один гак, что в условиях волнения может привести к травмам или гибели людей.

  • Необходимо соблюдать особую осторожность при подсоединении гаков, чтобы не защемить руки или пальцы.
  • Ненадлежащая установка в исходное положение, или несоблюдение описанной последовательности действий могут привести к серьезным травмам или гибели людей в результате падения шлюпки на воду с высоты.

- Падение шлюпки по причине неправильного крепления гаков (2.8 Мб)

Одной из основных причин аварий спасательных шлюпок, сопровождающихся травмами и гибелью людей, является недостаточно четкая фиксация в рабочее положение элементов устройства разобщения.

 

Поднятие спасательной шлюпки

К месту установки шлюпка поднимается при помощи механической шлюпочной лебедки, управляемой кнопочным пультом. Мощность шлюпочной лебедки рассчитана на подъем шлюпки с полным штатным снабжением и командой управления.

Процедура использования лебедки выглядит следующим образом:

Руководство

Схема
1

Поднимать шлюпку лебедкой, используя кнопочный выключатель, следуя указаниям командира.

2

Поднимать шлюпку до тех пор, пока лебедка не отключится концевым выключателем.

3

Высадиться из шлюпки.

 

Основные меры безопасности на данном этапе:
  • Шлюпочная лебедка остановится автоматически, когда вываливающаяся балка толкнет концевой выключатель.
  • Если концевой выключатель шлюпочной лебедки не сработает должным образом, оператор должен немедленно вручную остановить подъем.

Процедура крепления

Для наблюдения за процессом установки шлюпки на место необходимо поставить двух человек на платформу шлюпбалки.

Порядок действий при установке и креплении шлюпки по походному можно представить в виде последовательности:

Руководство

Схема
1

Поднять до конца вываливающиеся балки вручную.

2

Убедиться, что вываливающиеся балки вошли в контакт со стопором на платформе.

Основные меры безопасности на данном этапе:
  • Каждый наблюдатель на платформе должен подать сигнал оператору лебедки, как только вываливающаяся балка достигнет стопора на раме.
  • Убедитесь, что вываливающиеся балки и стопоры находятся в контакте.
  • Остановить подъем немедленно после получения сигнала от наблюдателя.

Чрезмерное натяжение при ручном подъеме может привести к серьезным последствиям в результате повреждения лопарей и шлюпбалки.

3

Отсоединить рукоятку ручного подъема.

4

Немедленно установить стопор вываливающихся балок.

5

Установить предохранительную чеку на рукоятку стопора вываливающихся балок.

6

Опустить блок подвеса на кронштейн шлюпбалки путем освобождения ручного тормоза лебедки.

Основные меры безопасности на данном этапе:

Если блок подвеса не будет опираться на кронштейн шлюпбалки, то в условиях морского волнения и вибрации лопари останутся под напряжением, и эта нагрузка может привести к повреждению лопарей.

7

Закрепить найтовы.

8

Закрепить носовой фалинь к специальному гаку.

 

Вверх