Спасательный плот - это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.
Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых условиях моря.
Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек на грузовых судах (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек).
Несмотря на то, что к использованию на судах допускаются как жесткие, так и надувные спасательные плоты, основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа.
По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые.
Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку посадка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуществом при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физическом и психическом состоянии. При этом, операцию посадки в плот и его спуска на воду обеспечивают квалифицированные члены экипажа. На пассажирских судах типа "ро-ро" (судах с горизонтальным способом погрузки колесной техники) должны устанавливаться либо плоты спускаемого типа, либо сбрасываемые, но обслуживаемые морскими эвакуационными системами. Каждый спасательный плот на пассажирских судах ро-ро должен быть либо автоматически самовосстанавливающимся, либо двусторонним с тентом спасательным плотом, который был бы остойчивым на волнении и может безопасно эксплуатироваться, независимо от того, какой стороной вверх он плавает.
Спускаемый плот Сбрасываемый плотПосадка в сбрасываемый спасательный плот производится после его раскрытия на воде, что делает более сложной саму процедуру посадки. Однако, процедура доставки плота на воду существенно проще и надежнее в условиях шторма (особенно для небольших судов, у которых качка очень стремительная). Поскольку штатный экипаж на судне составляют физически здоровые люди, прошедшие специальную подготовку по использованию спасательных средств, то на грузовых судах в основном устанавливаются плоты сбрасываемого типа.
Основным отличием в конструкции спускаемых плотов от сбрасываемых является наличие у первых устройства для удержания плота на весу вместе со снабжением и пассажирами (разнесенные стропы подвески). Обычно плоты спускаемого редко делают вместимостью более 35 человек.
![]() |
|
Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдерживать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 м и выдерживать прыгающих людей на раскрывшийся плот с высоты не менее 4.5 м.
Основными элементами конструкции спасательного плота являются:
камера плавучести - обеспечивает плавучесть плота;
днище - водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды;
тент - водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.
Камера плавучести
Камера плавучести спасательного плота может быть как жесткой, так и надувной.
У жестких плотов плавучесть обеспечивается легким плавучим материалом, распложенным по периметру.
Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независимых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штатное количество людей и снабжение.
Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и сохранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.
Надувные камеры плавучести заполняются нетоксичным газом. Обычно для этой цели используется углекислый газ, находящийся в баллоне на днище плота.
Хотя углекислый газ и не относится к токсичным, но его концентрация в 10 % и более приводит к удушью. Поэтому следует особое внимание уделять обращению с колющими предметами.
Углекислый газ тяжелее воздуха, и незаметное повреждение камеры плавучести или других надуваемых газом элементов может привести к образованию опасной концентрации углекислого газа в подтентовом пространстве при закрытых входах.
Надувание плота занимает не более 1 минуты при температуре + 18-20оС и не более 3 минут при температуре - 30оС.
При открывании пускового клапана газ из баллона выходит до тех пор, пока не выровняется давление в баллоне и камерах плота. Поскольку невозможно абсолютно точно наполнить баллон тем количеством газа, которое необходимо для надувания плота в рабочее состояние, то количество газа в баллоне всегда больше, чем требуется. Кроме того, чрезмерное давление в камерах плота может появиться в результате сильного солнечного нагрева.
Предохранительные клапаны
Во избежание повреждений от избыточного давления отсеки обычно защищаются предохранительными клапанами, стравливающими углекислый газ с наружной стороны.
На случай, если предохранительный клапан не сработает автоматически, в нем предусмотрена возможность сбрасывания давления вручную.
Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.
Днище
Жесткие спасательные плоты обычно имеют жесткую водонепроницаемую палубу.
Задача термоизоляции от холодной воды в надувных плотах обычно решается устройством одного или более отсеков днища, которые могут надуваться как автоматически при надувании плота, так и вручную.
Тент
Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым, а внутренний - должен быть нейтральным, не вызывающим дискомфорта у находящихся на плоту людей.
Для установки тента в надувных плотах делаются опоры, надувающиеся автоматически вместе с камерой плавучести. Чаще используются опоры арочного типа, но бывают плоты и с центральной вертикальной опорой (в плотах небольшой вместимости).
Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.
На тенте должно быть:
по меньшей мере, одно смотровое окно;
устройство для сбора дождевой воды;
устройство для установки радиолокационного отражателя;
полосы из белого световозвращающего материала.
Пусковой линь (фалинь)
Пусковой линь имеет двойное назначение:
Используется для открытия клапана на баллоне с газом (отсюда его название "пусковой линь");
Используется для удержания плота на воде у борта судна (отсюда его название "фалинь").
Длина фалиня составляет не менее 10 м плюс расстояние от места установки до воды при наименьшей осадке, но не менее 15 м в любом случае.
Разрывная прочность фалиня зависит от вместимости плота: чем больше вместимость, тем больше его масса и больше парусность, а следовательно, больше должна быть прочность фалиня для удержания плота у борта судна:
Вместимость спасательного плота,
чел. Прочность фалиня,
кН до 9 не менее 7,5 9 - 25не менее 10
более 25 не менее 15
Сигнальный огонь
На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь с ручным выключателем, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.
Аварийное освещение
Внутри плота устанавливается электролампочка с ручным выключателем, включающаяся автоматически при раскрытии тента. Лампочка устанавливается в верхней части подтентового пространства с расчетом равномерного освещения и обеспечения возможности чтения инструкций по выживанию и использованию аварийного снабжения. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.
Доступ на плот
На плотах вместимостью более 8 человек должно делаться не менее двух диаметрально противоположных друг другу входов.
Каждый вход должен быть четко обозначен и оборудован закрытием, которое может легко открываться и закрываться изнутри и снаружи. Закрытия должны обеспечивать достаточную вентиляцию при исключении проникновения воды, ветра и холода.
По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанавливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.
Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка (у жестких плотов - жесткая, у надувных - надувная), способная выдержать человека весом 100 кг, сидящего, или стоящего на коленях и не держащегося за другие части плота, позволяющая людям забираться в плот из воды.
Использование посадочной площадки для доступа в плот
Входы, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, нижняя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 м.
Если плот предназначен для спуска при помощи плотбалки, то у входа со стороны посадочной палубы посадочной площадки быть не должно, так как она не позволила бы плотно прижать плот к борту при посадке людей.
Балластная система
На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые водой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 с после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы заполнились не менее чем на 60%.
Карманы выполняют две функции:
- обеспечить остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;
- уменьшить ветровой дрейф, т.к. раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Заполненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота.
Общая вместимость карманов в литрах должна быть не менее чем 20N (но не менее 220 л), где N - число допустимых к размещению людей.
Система автоматического надувания
Пусковой клапан на баллоне с СО2
Для надувания плота к его днищу крепится баллон с газом, закрытый специальным "пусковым клапаном", который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя (фалиня). При открытии пускового клапана газ направляется к отсекам по шлангам высокого давления.
Подключение шлангов к отсекам делается через невозвратные клапаны, предотвращающие утечку газа, если один из отсеков окажется поврежденным.
Буксирное устройство
Конструкция плота предусматривает возможность его буксировки. Сам плот и элементы крепления буксирного троса должны позволять осуществлять буксировку со скоростью до 3 узлов на тихой воде с одним поставленным плавучим якорем, когда плот нагружен полным комплектом людей и снабжения.
Нельзя крепить буксирный трос к спасательному лееру - это может привести к повреждению камер плавучести!
1) Средства, обеспечивающие эксплуатацию:
2 плавучих гребка (весла);
средства осушения: плавучий черпак (два черпака для плотов вместимостью 13 человек и более) и 2 губки;
2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным;
На плотах сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается в воде автоматически сразу после раскрытия плота.
На плотах, спускаемых при помощи плотбалки, прикрепленный якорь раскрывается только вручную.
ремонтный комплект для заделки проколов;
ручной насос или меха для подкачки плота.
2) Средства сигнализации:
- радиолокационный отражатель или радиолокационный ответчик;
Спасательные плоты на пассажирских судах ро-ро оборудуются радиолокационным ответчиком из расчета одного SART на четыре плота. Контейнеры плотов с ответчиками должны иметь четкую соответствующую маркировку.
4 красные парашютные ракеты;
6 красных фальшфейеров;
2 плавучие дымовые шашки;
электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный для подачи сигналов по азбуке Морзе;
сигнальное зеркало (гелиограф);
сигнальный свисток;
таблица спасательных сигналов
3) Вода и пища:
- вода питьевая консервированная из расчета 1,5 л на человека;
Плот может комплектоваться опреснителем ручного действия. В этом случае запас воды может быть уменьшен на 0,5 л/чел. при наличии химического опреснителя и на 1 л/чел. при наличии вакуумного опреснителя, если опреснитель в состоянии произвести общее количество воды в течение двух дней.
- пищевой рацион из расчета 10 000 кДж (2400 кКал) на человека;
- рыболовные принадлежности.
4) Медикаменты и медицинские принадлежности:
- аптечка первой помощи;
- таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 ч на человека;
- по одному гигиеническому пакету на человека.
5) Прочее снабжение:
- теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;
- нержавеющий градуированный сосуд для питья;
- специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой;
- 3 консервооткрывателя;
- ножницы;
- одно спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 м;
- инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.
Более подробно аварийное снабжение описано в разделе 3.6 Аварийное снабжение коллективных спасательных средств.
В случае если снабжение спасательного плота соответствует полному перечню, установленному Международным кодексом по спасательным средствам, то плот маркируется надписью "SOLAS A PACK".
Если с разрешения Администрации на судне устанавливается плот с сокращенным перечнем аварийного снабжения (в допустимых Кодексом пределах), то наносится маркировка "SOLAS B PACK".
Поскольку наибольшее распространение на судах получили надувные спасательные плоты, то в дальнейшем будут рассматриваться именно они.
На судне ПСН (ПСН - Плот Спасательный Надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.
Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота.
Узел крепления бандажных лент
Способ соединения бандажных лент, получивший большое распространение:
Металлическая бандажная лента на концах имеет загнутые усики, стянутые болтом.
При наполнении плота газом внутреннего давления на половинки контейнера достаточно, чтобы усики ленты разогнулись, и бандажная лента разомкнулась.
Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.
Для исключения ошибок при установке и приведении в рабочее состояние плота на контейнер наносится (а также рядом с ним на хорошо видимом месте) схема установки ПСНа и инструкция по приведению в рабочее состояние (Приложения 1 и 2).
Пример схемы установки плота, наносимой на контейнер
Спусковое устройство спускаемых спасательных плотов
Плоты спускаемого типа имеют специальное спусковое устройство, основой которого является плотбалка.
Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20о на любой борт и дифференте до 10о.
Спуск плота происходит только под действием силы тяжести или накопленной механической энергии и не зависит от судовых источников энергии.
Для подъема плота на борт предусматривается как механический привод лебедки, так и ручной.
Управление спуском может осуществляться как с палубы судна, так и из плота. Поэтому при спуске нет необходимости команду обеспечения оставлять на палубе.
Спусковое устройство спасательного плота должно оборудоваться самовыкладывающимся гаком, т.е. гаком, который автоматически отсоединяется при отсутствии нагрузки (когда плот оказывается на воде).
Однако, если автоматическое разобщение не произошло, то гак имеет устройство для ручного разобщения, которое позволяет отсоединить гак как при отсутствии нагрузки, так и под нагрузкой (на весу).
Аварийное сбрасывание плота с полным комплектом людей и снабжения с высоты до 3 м не должно причинять повреждений, которые бы влияли на его рабочее состояние. При этом людей, находящихся в плоту необходимо предупредить об аварийном сбрасыании, чтобы они смогли приготовиться и принять безопасные положения.
Для предотвращения случайного срабатывания разобщающего устройства под нагрузкой, для его использования необходимо приложить существенное усилие (600 - 700 Н).
3.2.5 Жесткие спасательные плоты
Жесткие спасательные плоты, как уже говорилось, не имеют широкого применения на морских судах, поэтому далее будет дан лишь краткий обзор особенностей их конструкции.
Конструкция, оборудование и снабжение жестких спасательных плотов подчиняется общим требованиям Кодекса ЛСА, которые уже рассматривались применительно к надувным спасательным плотам.
Конструкция жестких спасательных плотов
По способу доставки на воду они могут быть как сбрасываемыми, так и спускаемыми. Разница конструкции в этом случае будет лишь связана с наличием или отсутствием системы подвеса. Прочность конструкции спускаемого плота должна быть такой, чтобы в подвешенном состоянии он выдерживал нагрузку, в четыре раза превышающую его массу с полным комплектом людей и снабжения.
Плавучесть
Кодекс ЛСА требует, чтобы плавучесть спасательного плота обеспечивалась одобренным плавучим материалом, расположенным как можно ближе к краям спасательного плота. Этот плавучий материал должен быть не способствующим горению или иметь защитное покрытие.
Как правило, корпус плота представляет собой замкнутую кольцом (чаще, прямоугольной формы) трубу из прочного пластика или легкого металла. Внутренний объем трубы плавучести заполняется вспененным синтетическим материалом (например, вспененным полистиролом).
Палуба
Палуба (или днище) спасательного плота должна препятствовать проникновению воды, эффективно поддерживать находящихся на плоту людей вне воды и изолировать их от холода.
Тент
Устройство тента соответствует общим требования Кодекса ЛСА и приведено в разделе 3.2.1.
Вместимость
Минимальная вместимость жестких спасательных плотов подчиняется общему требованию к плотам и не должна быть менее 6 человек. Максимальное число людей, допустимое к размещению, правилами не устанавливается и определяется расчетным способом исходя из геометрических размеров подтентового пространства и/или величины избыточной плавучести плота.
Доступ на плот
Доступ на жесткий спасательный плот организован аналогично устройству надувного спасательного плота за исключением того, что наклонная посадочная площадка, устанавливаемая у входа (входов) и позволяющая находящимся в воде людям забраться на спасательный плот, должна быть жесткая,.
Оборудование плота
Оборудование плота в части устройства фалиня, сигнального огня и аварийного освещения соответствует общим требования Кодекса ЛСА и приведено в разделе 3.2.2.
Остойчивость
Требования к остойчивости жестких спасательных плотов аналогична требованиям к надувным плотам, т.е. если плот не является двусторонним или самовосстанавливающимся, то он должны быть такими, чтобы он мог легко переворачиваться в прямое положение одним человеком как на волнении, так и на тихой воде.
Кроме того, остойчивость спасательного плота, когда он нагружен его полным комплектом людей и снабжения, должна быть такой, чтобы его можно было буксировать со скоростью до 3 узлов на тихой воде.
Установка на судне
Установка на судне, аналогично надувным плотам, предусматривает ручное и автоматическое разобщение с судном.
Процедура эвакуации
Процедура эвакуации людей с использованием жесткого спасательного плота аналогична процедуре эвакуации с использованием надувного плота и зависит лишь от того, используется спускаемый плот, или сбрасываемый.
3.2.6 Двухсторонние спасательные
плоты
Двусторонний плот RFD
Двухсторонние спасательные плоты отличаются от рассмотренных ранее тем, что имеют тенты с обеих сторон конструкции, обеспечивающей его плавучесть. Тенты у таких плотов ставятся, когда плот спущен на воду и находится на плаву.
Днище у надувных двухсторонних плотов располагается не под нижним отсеком камеры плавучести, а между отсеками. Такая конструкция обеспечивает его использование без необходимости переворачивания, какой бы стороной к верху он не раскрылся.
Автоматическая система надувания опоры тента (если она имеется у надувных плотов) комплектуется элементом распознавания "верх/низ", что обеспечивает автоматическую установку тента с правильной стороны.
Двухсторонние спасательные плоты должны оборудоваться средствами самоосушения.
Аварийное снабжение такого плота должно либо располагаться так, чтобы быть доступным с любой стороны, либо одинаковые комплекты должны находиться на каждой стороне плота.
3.2.7 Самовосстанавливающиеся
спасательные плоты
Самовосстанавливающийся плот Viking
Самовосстанавливающиеся спасательные плоты отличаются от рассмотренных ранее тем, что для них не требуется ручное переворачивание. Полностью оборудованный спасательный плот должен на поверхности воды автоматически возвращаться из перевернутого положения в прямое, независимо от того, надувается ли он в перевернутом положении на поверхности воды или под водой, или опрокидывается по любой причине после надувания.
Из рисунка видно, что такая возможность обеспечивается геометрическими параметрами купола, не позволяющими плоту находиться на воде днищем вверх.
Процесс переворачивания в нормальное положение должен укладываться во время, отведенное правилами на приведение надувного спасательного плота в рабочее состояние.
Самовосстанавливающиеся спасательные плоты должны оборудоваться средствами самоосушения.
3.2.8 Маркировка спасательных
плотов
Контейнеры для надувных спасательных плотов
Контейнер должен иметь маркировку, указывающую:
Маркировка надувных спасательных плотов
Спасательный плот должен иметь маркировку, указывающую:
Маркировка должна быть над каждым входом, шрифтом высотой не менее 100 мм и цветом, контрастирующим с цветом спасательного плота.
Маркировка жестких спасательных плотов
Спасательный плот должен иметь маркировку, указывающую:
3.2.9. Эвакуация людей с использованием спасательного плота
Эвакуация людей с использованием спасательного плота предусматривает несколько последовательных этапов:
Сбрасываемые плоты Спускаемые плоты 1) Освобождение от креплений 1) Освобождение от креплений и приведение в рабочее состояние 2) Доставка на воду и приведение в рабочее состояние2) Посадка людей
3) Посадка людей 3) Доставка на воду
Освобождение плота от креплений
Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов - ручной и автоматический.
Ручное освобождение
Ручная отдача найтовов осуществляется по различным схемам, но все они предельно просты и надежны.
Для ручного освобождения плота от найтовов в данной конструкции достаточно потянуть за красный шнурок, что приводит к разблокированию глаголь-гака. для ручного освобождения плота от найтовов в данной конструкции достаточно сбросить с глаголь-гака фиксирующее звено.После ручного освобождения найтовов плот остается связанным с судном посредством фалиня без участия слабого звена
Есть устройства, у который освобождение найтовов происходит не со стороны гидростата, а со стороны их крепления к раме (поворотом рукоятки выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтовов). Такое устройство часто применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом.
В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки (этот режим считается экстренным и применяется в крайнем случае!). Каждая рукоятка зафиксирована шпилькой, предохраняющей от случайного срабатывания устройства отдачи найтовов.
Автоматическое освобождение
Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат - устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 м.
По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.
Гидростат режущего типа:
Установка гидростата режущего типа
![]()
Устройство гидростата режущего типа
Принцип действия
В исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленном на подпружиненной мембране.
Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 м внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезается веревочная петля, удерживающая найтовы.
Гидростат разобщающего типа:
Корпуса гидростатов разобщающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип действия, при котором освобождение фиксатора происходит из-за перемещения мембраны при достижении заданного давления. Жесткость пружины, удерживающей мембрану (а следовательно, и запирающее устройство), рассчитана на то, чтобы под давлением воды на глубине до 4 м произошло освобождение фиксатора, что в конечном счете, приводит к освобождению плота от найтовов.
Принцип работы шарикового замка: Подвижный шток, прикрепленный к мембране, может перемещаться внутри направляющего цилиндра. В верхней части цилиндра сделано несколько отверстий, в которых металлические шарики располо-жены таким образом, что при выдавливании их изнутри штоком, они частично вы-ступают за диаметр направляющего цилиндра. В отделяющейся головке имеется круговой паз, в который входят выступающие части шариков. Таким образом, отде-ляющаяся головка не может перемещаться, так как шарикам из паза некуда переме-щаться. Если шток переместится вверх до положения, когда шарики окажутся на уровне шейки штока, то отделяющаяся головка может быть легко снята, так как ша-рики утапливаются внутрь направляющего цилиндра.
а) походное состояние б) ручное разобщение в) автоматическое разоб-щениеКак уже говорилось, при погружении на глубину до 4 м происходит срабаты-вание гидростата, и плот освобождается от найтовов. Имея положительную плаву-честь, контейнер всплывает. Если судно продолжает тонуть, то пусковой линь вытя-гивается из контейнера. Когда весь пусковой линь будет вытянут, дальнейшее его натяжение откроет пусковой клапан на баллоне с газом.
При сработавшем гидростате плот остается связанным с судном посредством фалиня через слабое звено!
Слабое звено
Прочность пускового линя, соединяющего тонущее судно с плотом, хотя и не достаточна для того, чтобы утянуть плот под воду (плавучесть плота в несколько раз превышает разрывную прочность линя), но может привести к повреждению плота в районе крепления линя к плоту.
Для избежания возникновения опасных напряжений в элементах плота, соединение пускового линя с судном делается через "слабое звено". Разрывная прочность слабого звена должна составлять 2,2 + 0,4 кН, что достаточно для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана.
ВНИМАНИЕ!
В рассмотренных выше схемах крепления плота предусмотрено, что при ручной отдаче найтовов плот остается связанным с судном пусковым линем напрямую, исключая из связки слабое звено:
- у разобщающего гидростата связь с рамой проходит через корпус гидростата: плот => баллон с газом => пусковой линь => гидростат => рама;
- у режущего гидростата связь с рамой проходит через веревочную петлю, имеющую прочность не ниже прочности пускового линя): плот => баллон с газом => пусковой линь => веревочная петля => рама.
Поскольку положения Кодекса ЛСА не требуют именно такого устройства, то могут встретиться конструкции, где слабое звено будет являться частью коренного конца самого пускового линя.
Такое устройство имеет место при использовании гидростатов с педалью для освобождения найтовов при ручном сбрасывании плота.
Установка гидростата с педалью для освобождения найтовов
а) ручное освобождение б) автоматическое освобождениеВ данной конструкции и ручное, и автоматическое освобождение найтовов возможно только после освобождения отделяющейся головки, что достигается вертикальным перемещением штока: в ручном режиме - нажатием на педаль; в автоматическом режиме - перемещением мембраны при нарастании давления в негерметичной нижней камере при погружении под воду.
Поскольку и ручное, и автоматическое освобождение найтовов происходит за счет разобщения гидростата и головки, то и вставка слабого звена возможна единственным способом - сделать его частью пускового линя.
Внимание! В данной конструкции плот связан с судном через слабое звено, как при автоматическом, так и при ручном освобождении от найтовов!
Прочность слабого звена слишком мала, чтобы в условиях ветра и волнения удерживать плот у борта!
Перед ручным сбрасыванием плота, у которого слабое звено является частью пускового линя, первое, что необходимо сделать до отдачи найтовов - выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и привязать его выше слабого звена (изолировать слабое звено).
Если не перевязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен!
Доставка плота на воду и посадка людей
Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в виде рисунков (или рисунков с пояснениями) наносится на контейнер плота и рядом с местом установки (Примеры: спускаемыe; сбрасываемыe; использавание спускаемого плота для поднятия людей из воды). Там же наносится схема элементов крепления (пример).
Процедура доставки на воду сбрасываемого плота и посадка в него предусматривает следующие действия (см. инструкцию):
1) освободить найтовы;
(460 Кб)
2) вытолкнуть плот за борт;
(630 Кб)
Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасывать плот при крене свыше 15О со стороны вышедшего из воды борта. Допрыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае мало вероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьезным травмам.
3) вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;
4) раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить фалинь;
Если плот раскрылся днищем вверх. На днище плота имеются специальные лямки, взявшись за которые руками и уперевшись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парусность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот.
Обычно, на днище с наружной стороны наносится схема действий для переворачивания плота в нормальное положение.
5) переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим:
- можно спуститься по штормтрапу;
- можно спуститься по швартовному концу или пожарному рукаву;
- можно прыгать на плот с высоты до 4,5 м, если есть уверенность, что в нем нет людей;
- можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забираться в плот.
При перемещении с палубы судна в воду категорически недопустимо соскальзывание вниз по борту: находившаяся под водой часть борта может быть покрыта ракушками, соскальзывание на которые может привести к серьёзным травмам.
6) помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота);
Процедура доставки на воду спускаемого плота и посадка в него предусматривает следующие действия (см. инструкцию):
1) зацепить скобу подъемного устройства плота за гак лопаря плотбалки;
2) закрепить концы оттяжек и линя для удержания контейнера;
Оттяжки представляют собой лини, предназначенные для фиксации выведенного за борт надутого плота на уровне посадочной палубы во время посадки людей.
Линь для удержания контейнера - это линь, при раскрытии плота удерживающий части контейнера от падения в воду. Это делается потому, что в воде у борта могут оказаться люди или другие спасательные средства.
В походном состоянии эти лини не крепятся к судну, т.к. автоматическое раскрытие плота при затоплении судна возможно, если он связан с судном только пусковым линем.
3) освободить найтовы;
4) разнеся в стороны и удерживая оттяжки руками (для предотвращения закручивания контейнера вокруг вертикальной оси), поднять контейнер на высоту, когда стоп-марка на лопаре поднимется до шкива плотбалки;
Стоп-марка - отметка на лопаре, устанавливаемая с таким расчетом, что при раскрытии плота его вход оказывается на уровне посадочной палубы.
5) вывести плотбалку с контейнером за борт;
6)вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;
7) раскрывшийся плот прижать к борту и закрепить оттяжки;
8)осуществить посадку людей;
9) отвязать или отрезать оттяжки;
10) опустить плот на воду;
11) разобщить гак с подъемным устройством плота;
12) помочь другим спасающимся забраться в плот.
После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего судна на безопасное расстояние, для чего нужно:
1) отрезать пусковой линь;
Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления фалиня.
2) выбрать плавучий якорь;
К плавучему якорю могут вести два линя - дректов и нирал (если нирал в данной конструкции предусмотрен). Если не удается зрительно различить дректов и нирал, то они различаются по натяжению. Когда якорь находится в воде, при наличии ветрового дрейфа дректов оказывается под нагрузкой, а нирал свободно плавает. Выбирать якорь следует при помощи нирала, при этом купол якоря легко сворачивается и не создает сопротивления выборке.
3) подтянуть водяные карманы.
Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К нижней части каждого кармана крепится линь, закрепленный верхней частью в районе ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за линь, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить линь в таком состоянии.
Для отхода от судна нужно использовать весла из аварийного снабжения, а также можно использовать плавучий якорь, забрасывая его вперед и подтягиваясь на нем. Для того чтобы якорь можно было забрасывать, к центру купола нужно прикрепить какой либо тяжелый предмет (например, ботинок).
|
|