Дежурная шлюпка - это шлюпка, предназначенная для спасания терпящих бедствие людей и сбора спасательных шлюпок и плотов на воде.
В качестве дежурной шлюпки может быть принята спасательная шлюпка при условии, что она отвечает также требованиям, предъявляемым к дежурной шлюпке.
Существует два типа дежурных шлюпок: дежурная шлюпка и скоростная дежурная шлюпка.
В морской терминологии на английском языке к ним применяется следующая аббревиатура:
- MOB (от "man over board") - дежурная шлюпка;
- FRB (от "fast rescue boat") - скоростная дежурная шлюпка.
На пассажирских судах типа "ро-ро", по крайней мере, одна из дежурных шлюпок должна быть "скоростной дежурной шлюпкой".
Требования к конструкции и снабжению обоих типов в большей части совпадают. В данном разделе приводится общее описание, но там, где будут иметься различия - будет на это указано.
Корпус может быть жестким, надувным или комбинированным (когда плавучесть обеспечивается надувными трубами, а днище делается жестким). Однако, поскольку плавучесть комбинированных шлюпок обеспечивается надувными трубами, то и рассматриваются они в дальнейшем как надувные шлюпки.
Надувная дежурная шлюпка
Дежурная шлюпка с жестким корпусом
Конструкция должна быть такой, чтобы выдержать нахождение на плаву в течение не менее 30 суток при любых условиях моря.
Длина корпуса:
- дежурной шлюпки - не менее 3,8 м и не более 8,5 м;
- скоростной дежурной шлюпки - не менее 6 м и не более 8,5 м.
Прочность
Прочность и жесткость корпуса должна быть достаточной, чтобы шлюпку можно было спускать и поднимать с полным комплектом людей и снабжения.
Прочность и жесткость корпуса должна быть достаточной, чтобы имелась возможность спуска (с использованием фалиней) на переднем ходу судна, следующего со скоростью до 5 узлов на тихой воде.
Этот параметр важно знать! Шансы на спасение человека, упавшего в воду, зависят от своевременности поднятия из воды. При температуре воды около 0оС результат могут определять минуты, или даже секунды нахождения в ледяной воде. Дежурная шлюпка должна спускаться на воду, не дожидаясь полной остановки судна: промедление снижает шансы на спасение человека, а спуск на более высокой скорости подвергает опасности команду управления шлюпкой.
Плавучесть
Плавучесть надувной шлюпки должна обеспечиваться либо одной трубой плавучести, разделенной не менее чем на 5 независимых отсеков, либо двумя отдельными трубами плавучести. Трубы плавучести должны быть устроены так, чтобы при получении повреждений неповрежденные отсеки могли поддерживать на плаву штатное количество людей, находящихся на штатных местах, с положительным надводным бортом при следующих условиях:
- спущен один передний отсек трубы;
- полностью утрачена плавучесть трубы с одного борта;
- полностью утрачена плавучесть трубы с одного борта и носового отсека.
Каждый отсек плавучести оборудуется невозвратным клапаном для надувания и сдувания вручную. Кроме того, на отсеках устанавливаются предохранительные клапаны для автоматического сброса избыточного давления.
Остойчивость
Скоростные дежурные шлюпки должны быть самовосстанавливающимися, либо такими, чтобы могли быть возвращены в нормальное положение не более чем двумя членами её экипажа.
3.5.2 Оборудование дежурной шлюпки
Посадочные места
Должно быть обеспечено размещение не менее 5 человек на местах для сидения (или на днище при условии достаточного места для вытянутых ног) и одного - в положении лежа на носилках.
При этом никакая часть посадочного места не должна приходиться на привальный брус, транец или на бортовые трубы плавучести.
Двигатель
Шлюпка должна быть оборудована стационарным двигателем или подвесным мотором. Подвесной мотор может быть бензиновым, если обеспечена защита топливных баков от пожара и взрыва.
Двигатели скоростных дежурных шлюпок в случае переворачивания должны автоматически останавливаться, или останавливаться аварийным выключателем рулевого. После возвращения дежурной шлюпки в нормальное положение двигатель должен повторно запуститься после того, как аварийный выключатель рулевого, если он предусмотрен, будет возвращен в исходное положение. Конструкция топливной и смазочной систем должна предотвращать утечку более чем 250 мл топлива или смазочного масла при опрокидывании шлюпки.
Дежурная шлюпка должна маневрировать со скоростью не менее 6 узлов и сохранять эту скорость в течение не менее 4 часов с полным комплектом людей и снабжения.
Скоростная дежурная шлюпка должна маневрировать в течение не менее 4 часов со скоростью не менее 20 узлов на тихой воде с квалифицированным экипажем не менее 3 человек и со скоростью не менее 8 узлов с полным комплектом людей и снабжения.
Шлюпка должна обеспечивать возможность буксировки самого большого из имеющихся на судне спасательных плотов, нагруженного полным комплектом людей и снабжения, со скоростью не менее 2 узлов.
Управление
Управление дежурной шлюпкой производится как непосредственно рукояткой двигателя (в случае установки подвесного двигателя), так и дистанционно.
Скоростные дежурные шлюпки управляются штурвалом с поста рулевого, удаленного от румпеля. При этом должна быть обеспечена аварийная система непосредственного управления рулем, водометом или подвесным мотором.
Связь
Для связи между судном и дежурной шлюпкой, находящейся на воде, используется УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи. Если дежурные шлюпки не оборудованы стационарной УКВ аппаратурой, то применяются переносные УКВ радиостанции.
Оборудование скоростной дежурной шлюпки должно включать УКВ радиостанцию в водозащищенном исполнении типа "свободные руки".
Осушение
Шлюпка должна быть либо самоосушающейся, либо иметь другие эффективные средства для удаления воды.
3.5.3 Аварийное снабжение дежурной
шлюпки
Средства, обеспечивающие эксплуатацию шлюпок:
- плавучие весла в количестве, достаточном для обеспечения движения;
- плавучий черпак
- компас;
- плавучий якорь;
- фалинь;
- Фалинь прикреплен к разобщающему устройству в носу шлюпки.
- плавучий линь длиной не менее 50 м достаточной прочности для буксировки спасательного плота;
- огнетушитель.
В жестких шлюпках дополнительно должно быть:
- отпорный крюк;
- ведро;
- нож или топор.
В надувных шлюпках дополнительно должно быть:
- плавучий нож в безопасном исполнении;
- две губки;
- ручной насос или меха;
- комплект ремонтных принадлежностей для заделки проколов;
- отпорный крюк в безопасном исполнении.
Средства сигнализации и поиска:
- радиолокационный отражатель или радиолокационный ответчик;
- электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный для подачи сигналов по азбуке Морзе;
- прожектор с источником питания не менее чем на 3 ч;
- сигнальный свисток или рожок;
Прочее снабжение:
- 2 спасательных кольца с плавучим линем длиной не менее 30 м;
- аптечка первой помощи;
- теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц.
Спусковое устройство дежурной шлюпки обычно делается на одноточечном подвесе. При этом прочность гака, лопаря и других элементов устройства должна обеспечивать 4-кратный запас по отношению к нагрузке при спуске или подъеме шлюпки с полным комплектом людей и снабжения.
Поскольку дежурные шлюпки в любое время должны быть в состоянии постоянной готовности к использованию с тем, чтобы два члена экипажа могли подготовить их к посадке и спуску в течение не более 5 мин., то надувные дежурные шлюпки должны храниться в надутом состоянии.
Проблема многих рыболовных судов состоит в том, что для хранения всевозможного имущества, необходимого на промысле, часто не хватает свободного места, в результате чего дежурную шлюпку убирают со штатного места так, что её быстрый спуск становится невозможным:
Недопустимый способ хранения дежурной шлюпки
Шлюпки устанавливаются таким образом, чтобы имелась возможность спуска (с использованием в необходимых случаях фалиней) на переднем ходу судна, следующего со скоростью до 5 узлов на тихой воде.
Время подъема дежурной шлюпки с поверхности воды при умеренном волнении должно быть не более 5 мин., когда она нагружена полным комплектом людей и снабжения.
Установка дежурной шлюпки
Поскольку дежурные шлюпки в любое время должны быть в состоянии постоянной готовности к использованию с тем, чтобы два члена экипажа могли подготовить их к посадке и спуску в течение не более 5 мин., то надувные дежурные шлюпки хранятся в надутом состоянии.
Время подъема дежурной шлюпки с поверхности воды при умеренном волнении должно быть не более 5 мин, когда она нагружена полным комплектом людей и снабжения.
В спусковое устройство скоростной дежурной шлюпки должно быть включено оборудование для демпфирования нагрузок, возникающих от воздействия волн, когда шлюпка спускается или поднимается. Устройство должно включать эластичный элемент для смягчения ударных нагрузок и демпфирующий элемент для гашения колебаний.
Лебедка должна быть оборудована автоматическим высокоскоростным натяжителем, который бы предотвращал провисание троса при любом состоянии моря, при которых предполагается работа скоростной дежурной шлюпки.
- спуск и использование дежурной шлюпки
Насколько это целесообразно и практически возможно, дежурные шлюпки (иные, чем спасательные шлюпки, являющиеся также дежурными шлюпками) с расписанной на них командой, один раз в месяц должны спускаться на воду и маневрировать на воде. Во всяком случае, это требование должно соблюдаться, по меньшей мере, один раз в 3 месяца.
Как правило, все учения, связанные со спуском шлюпок на воду, проводятся в штилевую погоду при нахождении судна в дрейфе. Это делается для уменьшения риска несчастных случаев, или вероятности возникновения опасных ситуаций.
Вырабатывание навыков спуска дежурной шлюпки на ходу судна крайне важно, поскольку для эффективности спасательной операции по поиску и подъему людей из холодной воды имеет значение каждая минута.
Основной ошибкой, допускаемой экипажем при спуске и подъеме шлюпки на ходу, является неправильная работа с фалинем: носовой фалинь должен быть вынесен как можно дальше вперед и потравливаться (или выбираться)втугую, чтобы принять на себя роль буксировочного/швартовного троса после приводнения (перед началом подъема) шлюпки. Иными словами шлюпка должна быть растянута вдоль линии движения носовым фалинем и лопарем. В противном случае высока вероятность того, что шлюпка будет развернута лагом к набегающему потоку и опрокинута: