4.2 Посадочные устройства


4.2.1. Штормтрапы

У каждого места спуска, или у каждых двух расположенных рядом мест спуска должен быть предусмотрен посадочный штормтрап.

Посадочный штормтрап - есть штормтрап, предусмотренный в местах посадки в спасательные шлюпки и на спасательные плоты с целью обеспечения безопасного доступа в спасательные шлюпки и на спасательные плоты после спуска их на воду.

Если у каждого места спуска коллективного спасательного средства установлено другое одобренное устройство (например, морская эвакуационная система) для доступа в спасательную шлюпку или плот, то должно быть, по меньшей мере, по одному штормтрапу с каждого борта.

Балясины штормтрапа должны:

    1. быть изготовлены из древесины твердых пород без сучков или каких-либо неровностей, гладко обработаны и не иметь острых кромок и сколов либо быть изготовлены из другого подходящего материала, обладающего равноценными свойствами;
    2. иметь нескользящую поверхность, эффективность которой обеспечивается либо продольными канавками, либо одобренным нескользящим покрытием;
    3. быть длиной не менее 480 мм, шириной не менее 115 мм и толщиной не менее 25 мм без учета нескользящей поверхности или покрытия;
    4. быть расположены на равном расстоянии друг от друга, которое должно быть не менее 300 мм и не более 380 мм, и закреплены так, чтобы сохранять горизонтальное положение.

Тетивы штормтрапа должны:

    1. быть изготовлены из двух манильских тросов без покрытия окружностью не менее 65 мм;
    2. каждый трос должен быть цельным, без каких-либо соединений ниже верхней балясины.

Могут быть использованы другие материалы, при условии что их размеры, разрывное усилие, стойкость к воздействию окружающей среды, эластичность и удобство для захвата руками по меньшей мере равноценны размерам и соответствующим качествам, свойственным манильскому тросу.

Все концы тросов должны быть заделаны с целью предотвращения их раскручивания.

Примечание:

Не следует путать посадочный штормтрап с лоцманским трапом, который не имеет отношения к спасательному оборудованию судна, а является устройством для передачи лоцмана:

а)

б)

Лоцманский трап: а) в рабочем состоянии; б) уложен по-походному

Отличительным признаком лоцманского трапа является наличие удлиненных балясин.

Удлиненные балясины длиной не менее 180 см устанавливаются через определенные интервалы (между ними должно быть не более 8 балясин обычной длины) для предотвращения закручивания трапа при качке.

Хотя лоцманский трап и не относится к спасательному имуществу, его также следует использовать при посадке на спасательное средство, находящееся на воде.

 

4.2.2. Морские эвакуационные системы

Морская эвакуационная система (МЭС) - есть средство для быстрого перемещения людей с посадочной палубы судна на спасательные шлюпки и плоты, находящиеся на воде.

В общем случае МЭС не является обязательным спасательным средством. Однако, на пассажирских судах типа "ро-ро" спасательные плоты должны быть либо спускаемого типа, либо сбрасываемого типа, но с их обслуживанием морскими эвакуационными системами.

Основными элементами морской эвакуационной системы являются плавающая платформа, принимающая спускающихся с борта людей, и скат, по которому люди спускаются на эту платформу.

Существует два типа скатов для спуска: открытый наклонный желоб и закрытый вертикальный в виде рукава:

Использование того или другого типа, обычно, зависит от высоты установки МЭС над водой. Если высота борта относительно не велика, то обычно устанавливается МЭС с наклонным желобом, а при большой высоте борта чаще устанавливается МЭС со скатом рукавного типа (но не обязательно).

Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки по отношению друг к другу. Конструкция с надувным наклонным желобом имеет ограничения по углу наклона, что вызвано необходимостью ограничить скорость спуска. Жесткость наклонного желоба обеспечивается надувными трубами, для приведения которых в рабочее состояние в комплект входят баллоны с газом (обычно СО2). При установке на высокобортном судне большая длина желоба требует большой прочности, предотвращающей поперечное складывание при движении по нему людей, особенно в условиях волнения.

Процедура эвакуации с использованием МЭС с наклонным желобом

 

Конструкция рукавного типа значительно надежнее с точки зрения возможности случайного ее повреждения. Она, практически, не имеет ограничения по высоте установки и используется на морских буровых платформах. Однако, эта система более зависима от угла крена судна со стороны вышедшего из воды борта.

Скат рукавного типа делается таким образом, чтобы опускающийся по нему человек двигался с безопасной скоростью без ускорения. Подтормаживание обеспечивается за счет конструкции самого рукава, изготовленного из упругого эластичного материала, стягивающегося подобно чулку. Человек, проваливаясь вниз, встречает сопротивление стянутого под ним рукава, которое преодолевается за счет силы тяжести, но при этом происходит замедление скорости падения.

Процедура эвакуации с использованием МЭС рукавного типа

 

Правила пользования МЭС рукавного типа

 

Конструкции устройства для хранения и приведения в рабочее состояние МЭС достаточно разнообразны. Но в любом случае, надувная принимающая платформа хранится в пластиковом контейнере, и приведение ее в рабочее состояние аналогично действиям с ПСНом:

Скат для спуска обычно соединен линями в своей нижней части с принимающей платформой, а в верхней части - с рамой для хранения.

МЭС фирмы Viking с рукавом, уложенным в короб-контейнер, и ПСНом

 

Бывают конструкции, когда на одной раме устанавливаются вместе с МЭС один или два ПСНа. В этом случае контейнеры с ПСНом и платформой спускаются на фалинях до воды на одном поддоне. Между собой они соединены таким образом, что после рас-крытия на воде оказываются соединенными между собой борт о борт.

Развертывание МЭС фирмы Viking с двумя ПСНами:

Развертывание МЭС на низкобортном судне (2,7 Мб)
Развертывание МЭС на высокобортном судне (440 Кб)
Развертывание МЭС, где на одной платформе спускаются три контейнера - два ПСНа и приемная платформа (280 Кб)

 

Вверх