Комплектование судов спасательными средствами зависит как от типа судна (грузовое или пассажирское), так и от ограниченности района плавания.
Контейнеры, консоли, стеллажи и другие подобные места хранения спасательных средств должны быть маркированы символами, указывающими на хранящееся в этом месте устройство и его назначение (см. Приложение). Если в одном месте хранится более одного устройства, должно быть также указано их количество.
Кроме того, маркируются пути движения к спасательным средствам, основные узлы эксплуатации спасательного средства и т.п.
Спасательные шлюпки и спасательные плоты должны иметь нумерацию: с правого борта - нечетную, с левого - четную.
6.1. Радиооборудование для спасательных средств
УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи
На каждом пассажирском и каждом грузовом судне валовой вместимостью 500 и более должно быть предусмотрено, по крайней мере, три комплекта УКВ аппаратуры двусторонней радиотелефонной связи.
На каждом грузовом судне валовой вместимостью 300 и более, но менее 500 должно быть предусмотрено, по крайней мере, два комплекта УКВ аппаратуры двусторонней радиотелефонной связи.
Место хранения должно быть обозначено символом:
6.2. Устройства определения местонахождения терпящих бедствие
На каждом борту каждого пассажирского судна, и каждого грузового судна валовой вместимостью 500 и более, должно иметься по крайней мере одно устройство определения местонахождения терпящих бедствие.
На каждом грузовом судне валовой вместимостью 300 и более, но менее 500 должен иметься, по крайней мере, одно устройство определения местонахождения терпящих бедствие.
В качестве таких устройств могут использоваться:
Место хранения должно быть обозначено символом:
На судах, имеющих, по крайней мере, два таких устройства, и оснащенных спасательными шлюпками, спускаемыми свободным падением, одно из устройств должно находиться в спасательной шлюпке. Другое должно быть расположено в непосредственной близости от навигационного мостика так, чтобы его можно было использовать на борту и легко переносить в любую из других спасательных шлюпок или плотов.
Спасательные плоты на пассажирских судах ро-ро оборудуются радиолокационным ответчиком из расчета одного на четыре плота. Контейнеры плотов с ответчиками должны иметь соответствующую маркировку.
6.2 Спутниковый аварийный радиобуй
Каждое судно должно иметь спутниковой аварийный радиобуй, который должен:
- обеспечивать передачу оповещений о бедствии;
- быть установлен в легко доступном месте;
- быть готовым к отделению вручную и переноске в спасательные шлюпки и плоты одним человеком;
- быть способным свободно всплывать, если судно тонет, и автоматически включаться на передачу при всплытии; и
- иметь возможность приводиться в действие вручную.
Место хранения должно быть обозначено символом:
6.3 Пиротехнические сигнальные средства
Комплектование судна пиротехническими сигнальными средствами производится в соответствии с МК СОЛАС-74, согласно которой на всех пассажирских и всех грузовых судах валовой вместимостью 300 и более р.т. должно иметься не менее 12 парашютных ракет, отвечающих требованиям Кодекса ЛСА.
Маркировка места хранения пиротехнических сигнальных средств
Речь идет о пиротехнических сигнальных средствах, хранящихся в металлическом ящике на ходовом мостике, либо вблизи него, и не относящихся к сигнальным средствам спасательных шлюпок и плотов, хранящихся соответственно в шлюпках и плотах.
Правилами РС по оборудованию морских судов комплектность пиротехнических сигнальных средств устанавливается в зависимости от категории судна по ограниченности района плавания согласно приведенной ниже таблице.
Нормы снабжения судов пиротехническими сигнальными средствами:
Район плавания Парашютная
ракета (судовая) Ракета или
граната
звуковая 2 Фальшфейер
красный
(бедствия) 1,2 Фальшфейер
белый 1,2 Одно-звездная
ракета
зеленая 2 Одно-звездная
ракета
красная 2Неограниченный и ограниченный R1 12 12 12 12 12 12Ограниченный R2, R2-RSN, R2-RSN (4,5), R3-RSN 123 6 6 6 6 6Ограниченный R3 123 --- 6 3 --- ---1 Наличие фальшфейеров на нефтеналивных и других судах, предназначенных для перевозки нефтепродуктов, а также постоянноработающих на акватории нефтепортов, не допускается.
Взамен фальшфейеров указанные суда могут снабжаться парашютнымиракетами или звуковыми гранатами в количестве, превышающем на 50 % указанное в таблице.2 Рекомендуется. 3 Суда, не совершающие международные рейсы, должны снабжаться парашютными ракетами в количестве не менее 6 шт.
6.4 Индивидуальные спасательные средства
Спасательные круги
Количество спасательных кругов на судне устанавливается в зависимости от типа, длины судна и его архитектуры.
Пассажирское судно Грузовое судно Длина судна,
м Минимальное количество спасательных кругов Длина судна,
м Минимальное количество спасательных круговдо 60
8 до 100 8от 60 до 120
12 от 100 до 150 10от 120 до 180
18 от 150 до 200 12от 180 до 240
24 200 и более 14240 и более 30В зависимости от комплектации спасательного круга в метах установки наносится один из символов:
а)
б)
в)
спасательный круг с линем спасательный круг с огнем спасательный круг с огнем и дымовой шашкой
Спасательные жилеты
Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен спасательный жилет. Жилеты, выдаваемые персонально, должны иметь маркировку с указанием судового номера, под которым данный человек вписан в судовую роль.
Кроме спасательных жилетов, выдаваемых персонально каждому человеку, находящемуся на судне, дополнительно должно иметься достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использования в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов.
Спасательные жилеты, предназначенные для вахтенных, должны храниться на мостике, на посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта. Эти жилеты имеют маркировку, соответствующую должности: "вахтенный помощник", "вахтенный механик" и т.д.
Каждое пассажирское судно должно дополнительно иметь спасательные жилеты в количестве не менее 5% общего числа находящихся на борту людей. Эти спасательные жилеты должны храниться на видном месте на палубе или в местах сбора.
Дополнительно должно быть предусмотрено количество спасательных жилетов, пригодных для детей, равное, по меньшей мере, 10% или более от числа находящихся на борту пассажиров, в зависимости от необходимости, с тем, чтобы на каждого ребенка приходилось по одному детскому спасательному жилету.
На пассажирских судах, совершающих рейсы продолжительностью 24 часа и более, для каждого младенца должны обеспечиваться спасательные жилеты для младенцев.
Если спасательные жилеты для пассажиров хранятся в каютах, удаленных от путей прямого сообщения между общественными помещениями и местами сбора, то для таких пассажиров дополнительные спасательные жилеты должны храниться либо в общественных помещениях, местах сбора, либо непосредственно по пути движения между ними.
Дополнительные посты хранения спасательных жилетов должны быть обозначены специальным символом:
Размер для использования: МаркировкаВес, кг менее 15 15 и более, но менее 43 43 и болееВысота, см менее 100 100 и более, но менее 155 155 и более
Гидрокостюмы и защитные костюмы
При ведении поисково-спасательных операций на воде необходимо, чтобы люди, выполняющие эту работу, не подвергались переохлаждению. Для каждого человека, расписанного на дежурную шлюпку или морскую эвакуационную систему, должен быть предусмотрен гидрокостюм или защитный костюм.
Каждый человек на грузовом судне обеспечивается гидрокостюмом подходящего размера. Однако, эти гидрокостюмы могут не требоваться на судне (за исключением навалочных судов), постоянно совершающем рейсы в теплых климатических условиях, в которых, по мнению Администрации, гидрокостюмы не являются необходимыми.
Если грузовое судно имеет места несения вахты или выполнения работ, которые расположены удаленно от мест обычного хранения гидрокостюмов, эти удаленные места должны иметь дополнительное количество гидрокостюмов для количества людей обычно находящихся на вахте или работе в этих местах в любое время.
Гидрокостюмы размещаются так, чтобы быть легкодоступными, а места их хранения должны быть ясно обозначены.
Место хранения должно быть обозначено символом:
![]()
Теплозащитные средства
Теплозащитными средствами комплектуются спасательные шлюпки, спасательные плоты и дежурные шлюпки в количестве не менее 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц.
6.5 Коллективные спасательные средства
В соответствии с нормами снабжения суда валовой вместимостью 500 и более неограниченного района плавания должны комплектоваться спасательными средствами следующим образом:
Пассажирские суда:
При этом на пассажирских судах типа "ро-ро":
Грузовые суда:
Суда валовой вместимостью 500 и более неограниченного района плавания должны комплектоваться спасательными средствами следующим образом:
Если на грузовом судне устанавливается шлюпка, спускаемая свободным падением с кормы, то в этом случае достаточно одной шлюпки, вмещающей всех людей, находящихся на судне.
Грузовые суда длиной менее 85 м
Грузовые суда длиной менее 85 м (кроме нефтяных танкеров, танкеров-химовозов и газовозов) могут не иметь на борту спасательных шлюпок и должны отвечать следующим положениям:
- они должны иметь на каждом борту судна один или более спасательных плотов общей вместимостью, достаточной для размещения 100% находящихся на борту людей;
- если спасательные плоты не могут быть легко перемещены с борта на борт на уровне одной открытой палубы установки, то должно быть предусмотрено дополнительное количество спасательных плотов, с тем чтобы общая вместимость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточной для размещения 150% общего числа находящихся на борту людей.
В общем случае судно не может выйти в море, если количество людей на борту превышает указанные нормы.
Исключения могут делаться для отдельных, уникальных судов. Но всякий раз это рассматривается индивидуально Администрацией (для российских судов - Морским регистром судоходства РФ).
Кроме того, исключения могут делаться для уникальных рейсов, как, например, перевозка паломников, когда обеспечить всех пассажиров посадочными местами в спасательных шлюпках невозможно.
Применительно к коллективным спасательным средствам МК СОЛАС-74 предусматривает маркировку:
- направления движения к спасательным средствам;
- мест установки спасательных средств;
- мест посадки в спасательные средства; и
- органов управления спусковыми устройствами.
Указатель направления движения к спасательным средствам состоит из символа спасательного средства и стрелки, указывающей направление:
а)
б)
в)
направления движения к спасательной шлюпке направления движения к дежурной шлюпке направления движения к спасательному плоту
Маркировка мест установки:
а)
б)
в)
г)
спасательной шлюпки дежурной шлюпки спасательного плота спускаемого спасательного плота
Маркировка мест посадки применяется в случаях, когда посадка производится не на месте установки спасательного средства. Маркировка указывает тип спасательного средства и его номер:
а)
б)
в)
место посадки в спасательную шлюпку место посадки в сбрасываемый спасательный плот место посадки в спускаемый спасательный плот
Маркировка органов управления спусковыми устройствами:
а)
б)
в)
спасательной шлюпки спасательного плота дежурной шлюпки
|
|