2.5. Судовые стационарные системы предотвращения и тушения пожаров

Системами пожаротушения называют группу судовых систем, предназначенных для подачи огнетушащих веществ к очагу пожара или для обеспечения профилактических противопожарных мероприятий. При этом имеются ввиду устройства и оборудование, конструктивно связанные с корпусом судна.



Применительно к любой стационарной системе пожаротушения используются термины:

- пожарный пост (+ название системы) - место, где сосредоточены средства управления системой и индикация;

- станция (+ название системы) - место, где находятся емкости с огнетушащим веществом, а также устройства и механизмы, обеспечивающие подачу этого вещества в трубопроводную магистраль при запуске системы.

Конструктивно системы пожаротушения должны быть выполнены таким образом, чтобы была обеспечена их готовность к немедленному использованию.

Средства управления стационарными системами пожаротушения должны располагаться таким образом, чтобы не могли оказаться отрезанными при пожаре в защищаемом помещении. Поэтому, посты управления и станции пожаротушения располагаются либо на открытых палубах, либо непосредственно под ними, но с независимым входом с открытой палубы.

Независимо от наличия дистанционного пуска должен обеспечиваться пуск системы вручную непосредственно на станции пожаротушения, а насос - с места его установки.

Все клапаны и другие органы управления должны быть четко обозначены, для защиты какого помещения они предназначены. Кроме того, внутри станции на видном месте должна быть схема системы пожаротушения с указанием пусковых устройств, защищаемых помещений, а также краткая инструкция по вводу системы в действие и ее обслуживание.

Применение той или иной системы пожаротушения определяется условиями возможного возникновения и протекания пожара: основным горючим веществом, наличием людей, возможностью изоляции и прочими факторами. Допустимые к установке типы систем пожаротушения определены МК СОЛАС-74. На основании МК СОЛАС-74 Морской регистр судоходства установил соответствие между судовыми помещениями и системами, которые могут применяться для их защиты (табл. 2). Иные системы могут устанавливаться по решению Администрации, если будет доказано, что такие системы отвечают требованиям по эффективности и безопасности, установленными Кодексом по системам противопожарной безопасности..

Защита судовых помещений стационарными системами пожаротушения
согласно Правилам классификации и постройки морских судов РС.

Помещения
Стационарные системы пожаротушения
Помещения, в которых расположено судовое радиооборудование или главное навигационное оборудование или аварийный источник энергии (в том числе: аккумуляторные батареи независимо от их емкости), либо в которых сосредоточены средства сигнализации обнаружения пожара или управления пожаротушением. Помещение рулевой машины, содержащее ее аварийное управление, не рассматривается как пост управления. +                
Посты управления, которые могут быть также отнесены к машинным помещениям (такие как помещения аварийных дизель-генераторов).   +     + +   +
Каюты, коридоры, санитарно-гигиенические и другие общественные помещения, не содержащие энергоемкого оборудования +                
Камбузы; кладовые, не содержащие взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ. +                
Кладовые взрывчатых веществ.       +          
Кладовые легковоспламеняющихся материалов и веществ. + +     + +   + +
Грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, простирающиеся на значительную часть либо на всю длину судна; помещения транспортных средств, предназначенные для перевозки автотехники с топливом в баках для передвижения своим ходом   + +   + + +    
Грузовые танки для нефтепродуктов наливом и сливные цистерны         +    
Грузовые помещения для сухих грузов, не относящихся к судовым запасам, в том числе шахты для выгрузки продукции, грузовых лифтов и сходов, ведущих в эти помещения.   +     + + +    
Машинные помещения класса А (в которых располагаются двигатели, работающие на жидком топливе).   +     + +     +
Помещения глушителей двигателей внутреннего сгорания, утилизационных котлов, дымоходов паровых котлов и инсинераторов, регенераторов газотурбинной установки и каналов вытяжной вентиляции камбузных плит.   +     +      
Машинные помещения без постоянной вахты, в которых расположены гребные электрические двигатели, либо паровые машины или паровые турбины мощностью не менее 375 кВт.   +     + +     +
Насосные помещения грузовых насосов наливных и комбинированных судов.   +     + +     +
Производственные помещения, в которых применяются жидкое топливо, воспламеняющиеся жидкости или обрабатываются горючие материалы.   +     + +     +
Пожароопасные зоны механизмов в машинных помещениях категории А.       +          
Помещения специальной категории - выгороженные помещения транспортных средств, расположенные над или под палубой переборок, в которые транспортные средства могут въезжать и из которых они могут выезжать своим ходом и в которые имеют доступ пассажиры.   +              
Палуба грузовых отсеков газовозов, а также грузовой трубопровод и грузовые коллекторы.             +    
Помещения сепараторов и т.п. помещения.   +     + +     +
Продувочные полости крейцкопфных двигателей внутреннего сгорания.           +      
Район носового и кормового устройства для погрузки-выгрузки на нефтеналивных судах; вертолетные палубы.         +        
Район стопоров якорных цепей и соединений грузовых шлангов на нефтеналивных судах, приспособленных для швартовки у выносных точечных причалов и имеющих носовое грузовое устройство.   +              
Коридоры и трапы (защищаются водопожарной системой). +                

2.5.1. Водопожарная система

Водопожарная система устанавливается на каждом судне (за исключением судов с экипажем менее трех человек и судов с мощностью энергетической установки менее 75 кВт).

Она рассчитанная на использование в качестве огнетушащего вещества забортной воды и состоит из пожарного насоса, пожарной магистрали с запорной арматурой и пожарных рукавов со стволами.

Пожарные насосы

В зависимости от водоизмещения судна и его типа (грузовое или пассажирское) количество стационарных пожарных насосов может быть от одного до трех.

Главный пожарный насос

Кроме этих насосов на большинстве судов должен быть установлен аварийный пожарный насос. Эти насосы должны иметь независимые источники энергии. В качестве привода насоса может использоваться независимый дизельный двигатель, газотурбинный или электродвигатель, получающий питание от аварийного источника энергии.

Располагаются пожарные насосы таким образом, чтобы пожар в одном отсеке не вывел все насосы из строя.

Насосы водопожарной системы могут также использоваться и другими судовыми системами пожаротушения, использующими забортную воду: системой пенотушения, системой орошения, системой водораспыления, системой водяных завес, спринклерной системой и другими.

Стационарные пожарные насосы, включая аварийный, могут быть приспособлены для других судовых надобностей при условии, что на судне предусмотрено не менее двух насосов с независимым приводом, один из которых находится в постоянной готовности к немедленному вводу в действие по прямому назначению. Если устанавливается один пожарный насос, допускается его использование для других надобностей, но только с кратковременным потреблением воды (например, для обмыва палуб и клюзов и т. п.).

Постоянная готовность подачи воды обеспечивается либо постоянным поддержанием давления в магистрали одним из главных пожарных насосов, либо возможностью дистанционного пуска одного из главных пожарных насосов с ходового мостика или с поста управления системами пожаротушения. На пассажирских судах валовой вместимостью 1000 и более и на всех пассажирских судах с периодическим безвахтенным обслуживанием помещений, где расположены пожарные насосы, водопожарная система должна постоянно находиться под давлением

Пожарная магистраль

Размещение кранов на пожарной магистрали должно быть таким, чтобы по меньшей мере две струи воды из разных кранов, одна из которых подается по цельному (не составному) рукаву, доставали до любой части судна. Кроме того, такие краны должны располагаться у входов в защищаемые помещения. Пожарные краны не рекомендуется располагать на расстоянии друг от друга более чем на 20 м для внутренних помещений и более чем на 30 м для открытых палуб.

Обнаружив пожар в мало знакомой части суна, любой член экипажа должен помнить, что ближайший пожарный кран находится от него не далее чем в 10 м в закрытых помещениях, и не далее чем в 15 м на открытых палубах!

Водопожарная магистраль делится на секции клапанами, позволяющими регулировать подачу воды в ту или иную часть судна.

Маркировка клапана основной секции водопожарной системы

 

Пожарные рукава

Пожарные рукава изготавливаются из износостойкого материала и должны иметь длину не менее 10 м, но не более:

Каждый рукав должен быть снабжен стволом и необходимыми соединительными головками. Для обеспечения взаимозаменяемости все соединительные головки на пожарных кранах и рукавах должны быть одного типа.

Соединительная головка пожарного крана, принятого на российских судах типа
Соединительные головки пожарного крана и пожарного рукава другого типа

Рукава вместе со всеми необходимыми принадлежностями и инструментами должны находиться на видных местах вблизи кранов или соединений в постоянной готовности к использованию. Кроме того, во внутренних помещениях пассажирских судов, перевозящих более 36 пассажиров, пожарные рукава должны быть постоянно подсоединены к кранам.

Маркировка мест расположения выгородок с пожарными рукавами

 

Пожарные стволы

Стволы должны быть комбинированного типа (т. е. дающие как распыленную, так и компактную струю) и снабжены запорными вентилями.

Пожарный рукав со стволом

На рисунке на пожарном стволе виден переключатель, поворот которого устанавливает одно из трех рабочих положений вентиля: "закрыто", "компактная струя" и "распыление".

Режим "распыление" обычно применяется в профилактических целях при охлаждении переборок. Подача распыленной струи на большую площадь поверхности существенно эффективнее, чем охлаждение компактной струей, где большая часть воды будет отбиваться и бесполезно уходить.

 

Международные береговые соединения

Водопожарная система должна иметь возможность питаться не только забортной водой при помощи собственных пожарных насосов, но и водой от береговых магистралей при стоянке в порту, а также водой с других судов (например, при выходе из строя всех собственных пожарных насосов). Однако, существуют различные типы соединительных головок на пожарных кранах и рукавах, не совместимые между собой.

Для обеспечения возможности получать воду от внешних источников на судне имеются специальные переходники, которые называются "международное береговое соединение". Они с одной стороны имеют соединительную головку, используемого на этом судне типа, для подсоединения пожарного рукава, а с другой стороны - плоский соединительный фланец международного стандарта.

Международное береговое соединение:

Этот переходник может быть подсоединен к такому же плоскому фланцу, как на береговых пожарных магистралях, так и на пожарной магистрали другого судна для подачи воды на свое судно по пожарным рукавам.

Фланцы для подключения международного берегового соединения к водопожарной системе располагаются на открытых палубах:

Фланцы водопожарной системы для внешнего подключения через международное береговое соединение (закрыты крышками):
фланец расположен на участке трубопровода, выведенном за пределы надстройки
фланец расположен на уровне обшивки надстройки
Маркировка соединительных фланцев для международного берегового соединения

 

Газовые системы

Газовыми системами пожаротушения могут защищаться различные судовые помещения за исключением жилых.

К газовым системам относятся:

При установке газовых систем должны устанавливаться средства автоматической подачи звукового сигнала, предупреждающего о пуске огнетушащего вещества в помещение, где могут находиться люди (см. Сигнализация предупреждения).

Автоматический пуск огнетушащего вещества в общем случае не должен допускаться.

2.5.2. Углекислотная система

В качестве огнетушащего вещества используется сжиженный углекислый газ СО2, находящийся в баллонах.

Существуют два типа систем углекислотного пожаротушения - системы высокого давления, в которых газ хранится в баллонах высокого давления, и системы низкого давления, в которых газ хранится в цистернах при рабочем давлении 1,8 - 2,2 МПа.

В системах высокого давления баллоны устанавливаются рядами. Поскольку для одновременного открытия большого количества баллонов требуется большое усилие, то в системе предусматриваются пусковые баллоны с газом, стоящие отдельно. Механизм запуска системы предусматривает, что оператором открываются пусковые баллоны, при выходе из которых газ создает давление в системе в системе пуска, необходимое для открытия клапанов на баллонах, предназначенный для пожаротушения.

Станция хранения СО2 высокого давления

слева - пусковые баллоны;
справа - баллоны с газом для пуска в защищаемое помещение.

В системах низкого давления резервуар с углекислым газом должен обслуживаться двумя автономными автоматизированными холодильными установками (основной и резервной, либо работающих попеременно), каждая из которых состоит из компрессора, конденсатора и охлаждающей батареи, что обеспечивается поддержанием температуры газа около - 18 °С. Кроме того, резервуар системы низкого давления среди прочего оборудуется:

Система СО2 низкого давления

Если система защищает помещения, в которых могут в обычном рабочем режиме находиться или иметь доступ люди, то на посту управления системой должны быть предусмотрены два отдельных средства управления подачей углекислого газа в защищаемое помещение с обеспечением срабатывания сигнализации о пуске газа:

Эти два средства управления должны находиться внутри шкафа (помещения). Если шкаф со средством управления закрывается на замок, то ключ от шкафа должен находиться в футляре с разбивающейся крышкой на видном месте рядом со шкафом.

Пример:

Пожарный пост управления системой пожаротушения СО2

1) Поворотом рукоятки 6 открываются пусковые баллоны, которые создают давление и открывают клапаны на всех баллонах с газом для тушения (см. рис. Станция хранения СО2)

2) Поворотом соответствующей рукоятки 4 открывается клапан, пропускающий газ в защищаемое помещение, где возник пожар.

2.5.3. Система тушения инертным газом

Системы инертных газов являются, как правило, системами двойного назначения:

1) для предупреждения возникновения пожара в грузовых танках путем создания невоспламеняющейся атмосферы;
2) для тушения пожара в защищаемых помещениях.

Применительно к судовым системам предупреждения и борьбы с пожаром под термином инертный газ понимаются:

В системе также может использоваться углекислый газ при условии, что будет гарантирована защита от воспламенения от разряда статического электричества, возникающего при испарении и движении по трубам углекислоты.

Обычный дым, образующийся в котлах, имеет высокую температуру и содержит несгоревшие частицы топлива, которые сами могут стать очагами возгорания. Для охлаждения и очистки дыма от твердых частиц и сернистых соединений в системе устанавливается специальное устройство, называемое "скруббер".

Охлажденные дымовые газы тяжелее воздуха, и при заполнении ими помещения атмосфера внутри становится непригодной для горения.

Для предотвращения попадания атмосферного кислорода в защищаемое помещение система должна обеспечивать избыточное давление (за исключением тех случаев, когда в помещении содержание горючих газов менее 1%).

Пример.

В данном скруббере дым проходит через фильтр из волокнистой набивки, на который непрерывно подается распыленная вода. Дым при этом очищается от твердых частиц и охлаждается.

Поглотитель влаги не дает парам воды направляться в защищаемое помещение вместе с дымом.

Когда система используется с целью предупреждения пожара,важно не допустить попадания паров воды в грузовые помещения, где возможна порча груза.

Грязная использованая вода отводится и утилизируется с учетом требований по предотвращению загрязнения моря.

 

2.5.4. Система тушения галоидированными углеводородами

В качестве огнетушащего вещества в этих системах используются:

Независимо от химического состава огнетушащее вещество представляет собой жидкость, которая при распылении легко испаряется, образуя тяжелый газ, вытесняющий кислород и прерывающий цепные реакции окисления горючего вещества.

Поскольку галоидированные углеводороды при использовании образуют токсичный газ, а также относятся к озоноразрушающим веществам, то установка на строящихся судах систем пожаротушения с использованием галлонов 1211, 1301 и 2402 и перфторированных углеродов запрещена. Использование галоидированных углеводородов в качестве огнетушащих веществ допускалось лишь в машинных помещениях, насосных помещениях и в грузовых помещениях, предназначенных только для перевозки транспортных средств без груза.

Конструктивно в упрощенном виде система представляет собой следующее:

Вне защищаемой зоны установлена пневмогидравлическая цистерна, частично заполненная огнетушащим веществом. В верхней части цистерны создается давление воздуха, достаточное для подачи жидкости в защищаемое системой помещение. От цистерны проложен трубопровод к защищаемому помещению, где в верхней части помещения устанавливаются распылители. Давление в цистерне поддерживается либо баллоном со сжатым воздухом, либо компрессором. При открытии запорного клапана не более чем за 20 с огнетушащее вещество распыляется в защищаемом помещении.

Как и для всех газовых систем, в данной системе предусмотрена подача предупредительной сигнализации о том, что необходимо покинуть помещение, так как скоро в помещение будет пущен газ.

2.5.5 Система тушения паром

Как правило, Администрация не должна допускать применения пара в качестве огнетушащего вещества в стационарных системах пожаротушения. Если же применение пара допущено Администрацией, он должен применяться только в ограниченных зонах в дополнение к требуемому огнетушащему веществу.

2.5.6. Спринклерная система

Спринклерная система - это система объемного пожаротушения, включающаяся автоматически (все другие системы, защищающие помещения, в которых могут находиться люди, включаются вручную) при достижении определенной температуры в защищаемом помещении.

Этой системой обычно защищаются жилые, общественные, хозяйственные и некоторые служебные помещения. В качестве огнетушащего вещества в этой системе используется вода.

В общем виде система устроена следующим образом:

Вне защищаемой зоны установлена пневмогидравлическая цистерна, частично заполненная пресной водой. В верхней части цистерны создается давление воздуха, достаточное для подачи воды в наиболее высоко расположенное из защищаемых системой помещений. От цистерны проложена сеть трубопроводов к защищаемым помещениям. Трубы системы должны быть постоянно заполнены водой под давлением. Не заполняться водой могут лишь небольшие наружные секции, если есть риск замерзания в них воды.

В верхней части помещения на концах этих трубопроводов устанавливаются спринклеры - распылители воды с предохранителями, разрушающимися при достижении заданной температуры. Разрушение предохранителя при достижении заданной температуры приводит к освобождению клапана, который открывается под давлением воды в магистрали.

Вскрытие любого из спринклеров приводит к автоматическому запуску системы - вода под давление начинает орошать защищаемую данным спринклером зону.

Температура срабатывания спринклеров для жилых и служебных помещений находится в пределах 68 - 79оС, за исключением сушильных и камбузных помещений, где температура срабатывания может быть увеличена, но не более чем на 30оС, чем максимальная рабочая температура у подволока помещения. В саунах, где рабочая температура может превышать температуру кипения воды, устанавливают незаполненные водой спринклерные системы с температурой срабатывания до 140оС включительно.

Спринклеры устанавливаются таким образом, чтобы зоны орошения взаимно перекрывались. При этом должен обеспечиваться средний расход воды не менее 5 л/мин. на 1 м2. Этой же нормой определяется и производительность насоса при одновременном покрытии площади не менее 280 м2.

Поскольку запас пресной воды в цистерне ограничен, в системе устанавливается автоматически запускающийся насос, который при падении давления начинает подавать забортную воду в трубопровод, минуя цистерну. Этот насос берет воду из магистрали водопожарной системы через невозвратно-запорный клапан.

Вода через вскрывшийся спринклер будет подаваться до тех пор, пока не будет снято давление в трубопроводе (перекрыт клапан, или выключен насос).

Это нужно учитывать с точки зрения обеспечения остойчивости при длительной работе спринклерной системы.

При защите большого количества помещений спринклеры разбиваются на секции (не более 200 единиц в каждой). Каждая секция спринклеров должна иметь средства для автоматической подачи светового и звукового сигналов на одной или нескольких панелях сигнализации при срабатывании любого из спринклеров.

Такие системы аварийно-предупредительной сигнализации должны быть устроены так, чтобы они указывали на любую неисправность в системе. Такие панели должны указывать, в какой секции помещений, обслуживаемых системой, возник пожар; панели должны быть сосредоточены на ходовом мостике или в центральном посту управления с постоянной вахтой и, кроме того, световые и звуковые сигналы от панели сигнализации должны быть выведены в другое место, иное, чем вышеупомянутые помещения, с тем, чтобы обеспечить немедленное принятие экипажем сигнала о пожаре.

2.5.7. Система водораспыления

Системой водораспыления защищают, как правило, помещения, в которых может оказаться разлитым в небольшом количестве топливо или другие воспламеняющиеся жидкости, а также помещения, предназначенные для хранения рыбной муки.

Система водораспыления в качестве огнетушащего вещества использует забортную воду, которая находится в трубопроводе до запорного клапана под давлением. Подача воды осуществляется независимым насосом, автоматически включающимся при падении давления в системе, или от водопожарной магистрали через невозвратно-запорный клапан.

Запорные клапаны, управляющие подачей воды в распылители, должны находиться вне защищаемого помещения и маркироваться.

Распылители обычно устанавливаются:

Распылители устанавливаются таким образом, чтобы защищаемые зоны смежных распылителей перекрывали друг друга.

Распылитель

2.5.8. Система водяного орошения

Система водяного орошения обычно устанавливается для орошения:

Питание водой системы производится от водопожарной магистрали.

Системы орошения крюйт-камер и водораспыления грузовых помещений, предназначенных для перевозки взрывчатых веществ, могут использоваться для их затопления в экстренных случаях.

2.5.9. Система водяных завес

Система водяных завес - это система, которая создает преграду в виде слоя воды достаточной толщины, поступающей через распылители, и применяется там, где огнестойкие конструкции не могут быть установлены.

Как правило, такая система устанавливается на судах, приспособленных для загрузки колесной техники накатом, где грузовые помещения простираются на большую часть длины судна и не могут перекрываться сплошными вертикальными перекрытиями класса А. Роль вертикальных перекрытий класса А в грузовых помещениях выполняют водяные завесы.

Кроме того, таким способом могут защищаться дверные проемы в общественные помещения, где двери имеют большую площадь остекления и не могут отвечать требованиям к дверям класса В.

Питание водой системы производится от водопожарной магистрали.

2.5.10. Системы пенотушения

Стационарные системы пенотушения используются, главным образом, для защиты машинных помещений и грузовых топливных танков.

В качестве огнетушащего вещества эти системы могут вырабатывать воздушно-механическую пену следующих видов:

Пенообразователь представляет собой концентрированную жидкость, которую разбавляют водой перед преобразованием в пену. Хранится пенообразователь в цистерне вне защищаемого помещения. Пенообразователи для получения пены низкой и средней кратности могут работать на пресной и морской воде, высокой кратности - обычно, на пресной.

По способу и месту смешивания пенообразователя с водой различаются системы эжекторного и безэжекторного типа.

В системах безэжекторного типа пенообразователь и вода подаются в смеситель, где происходит смешивание и образование эмульсии. Далее эта эмульсия подается на устройство образования пены.

Пенный ствол безэжекторного типа

1. соединительная гайка
2. ручки
3. головка
4. боковые сопла
5. центральное сопло
6. кожух

Для получения пены низкой кратности используются ручные и лафетные пенные стволы, а для средней и высокой кратности - пеногенераторы средней и высокой кратности, соответственно.

Головка пенного ствола имеет несколько распылительных сопел, откуда под давлением вылетает эмульсия пенообразователя. Смешиваясь с воздухом, эмульсия образует пену, которая может струей подаваться на некоторое расстояние.

Генератор пены средней кратности в отличие от ствола имеет больший диаметр кожуха, и распыление эмульсии происходит на двойную металлическую сетку, что позволяет создавать пузырьки пены большего размера.

Пеногенератор

1. соединительная головка с распылителем
2. кожух
3. двойная сетка
4. ручка

Подача воздуха в струю распыляемой эмульсии в обоих случаях происходит за счет его засасывания, т.к. вылетающая струя создает разряжение.

Генератор пены высокой кратности конструктивно похож на генератор средней кратности, но он устанавливается на фундаменте, имеет значительно больший диаметр кожуха, сетку с ячеей большего размера и принудительную подачу воздуха вентилятором.

В защищаемое помещение пена высокой кратности подается либо по пенопроводу, либо непосредственно с пеногенератора. Но поскольку пеногенератор находится вне защищаемого помещения, то выходное отверстие за пределы помещения станции должно иметь закрывающее устройство, которое должно автоматически открываться с пуском пены.

Системы эжекторного типа используются для получения пены низкой и средней кратности. В этих системах смешивание пенообразователя с водой происходит в пенном стволе. Головка эжекторного пенного ствола имеет несколько распылительных сопел, откуда под давлением вылетает вода, создавая разряжение. К центральному соплу подводится патрубок для подачи пенообразователя. Поток воды, проходящий через головку, создает разрежение, что приводит к подсасыванию пенообразователя через дозатор 10 (эжекторный эффект). Таким образом на сопла головки приходит уже эмульсия нужной концентрации, которая при распыле создает пену.

Пенный ствол эжекторного типа

1. соединительная гайка
2. ручки
3. головка
4. боковые сопла
5. кожух6. распылитель
7. рабочая камера эжектора
8. центральное сопло
9. патрубок
10. дозирующий кран
11. шланг подачи ПО

Пена высокой кратности
Пена высокой кратности применяется только как средство объемного пожаротушения в закрытых помещениях. На открытых палубах она не применяется, поскольку слишком легкая и может быть сдута даже слабым ветром. Автоматический запуск системы возможен лишь в помещениях, где это не может представлять угрозы для жизни людей при условии, что исключается возможность одновременного запуска других систем, применение которых может привести к снижению эффективности пенотушения (например, к осаждению пены).

В защищаемое помещение пена высокой кратности подается либо по пенопроводу, либо непосредственно с пеногенератора. В зависимости от месторасположения пеногенератора системы разделяются на два типа:

В случае, когда пеногенератор находится вне защищаемого помещения, выходное отверстие за пределы помещения станции должно иметь закрывающее устройство, которое должно автоматически открываться с пуском пены. Выходы пеноводов или пеногенераторы, если они располагаются внутри защищаемого помещения, располагаются у подволоков, чтобы не иметь препятствий для заполнения помещения пеной.

Помещения, защищаемые системой тушения пеной высокой кратности, должны иметь отверстия для выхода воздуха в верхней части помещения. Необходимо следить за тем, чтобы эти отверстия не закрывались! Герметичное закрытие помещения не позволит пене высокой кратности заполнить его полностью.

Стационарные палубные системы

Для защиты района грузовых танков на танкерах устанавливают стационарные палубные системы тушения пеной, как правило, низкой кратности. Пена подается с помощью лафетных стволов и переносных пеногенераторов, или ручных пенных стволов на всю площадь грузовых танков. Количество и расположение кранов пенной магистрали должно быть таким, чтобы к любому участку палубы грузовых танков можно было подать пену, по меньшей мере, от двух переносных пеногенераторов или ручных воздушно-пенных стволов.

Лафетные стволы снабжаются переключающим устройством для попеременной подачи воды и пены.

Водопенный лафетный ствол

Расположение лафетных стволов должно быть таким, чтобы было перекрывание зон, защищаемых соседними лафетными стволами.

 

2.5.11. Система порошкового тушения

Система порошкового тушения применяется как для защиты помещений, так и для открытых палуб. Наибольшее применение эти системы получили на газовозах для защиты района палубы грузовых отсеков и грузовых коллекторов.

В качестве газа-носителя используется азот или другой инертный газ.

В общем случае в систему должны входить:

На газовозах с вместимостью грузовых отсеков более 1000 м3 система порошкового тушения должна иметь не менее двух независимых станций. Станции должны размещаться за палубой грузовых отсеков. При длине палубы грузовых отсеков более 150 м одну из станций допускается размещать на данной палубе. Степень заполнения резервуара порошком должно быть не более 95% объема.

Система должна приводиться в действие с любого поста тушения. Время запуска должно не превышать 30 с после открытия пускового баллона у наиболее удаленного поста тушения, работающего от данной станции.

Каждый пост порошкового тушения должен состоять из баллонов для дистанционного пуска системы и либо из ручного ствола с жестким нераскручивающимся рукавом длиной не более 33 м, либо из лафетного ствола. Ручной ствол должен быть оборудован устройством включения/выключения подачи порошка.

Число ручных и лафетных стволов должно обеспечивать подачу порошка на любую часть палубы грузовых отсеков и грузового трубопровода от двух ручных стволов, или от лафетного и ручного стволов. По крайней мере, один ручной или лафетный ствол должен быть расположен в кормовой части палубы грузовых отсеков.

Длина струи порошка с ручного ствола должна быть не менее 8 м, а с лафетного не менее 10, 30 и 40 м при подаче 10, 25 и 45 кг/с порошка соответственно.

В упрощенном виде система представляет собой следующее:

На станции системы находится резервуар, большей частью заполненный порошком. К резервуару подключены баллоны с газом-носителем. Подключение баллонов с газом к резервуару с порошком происходит через несколько невозвратных клапанов в нижней части резервуара, что позволяет взрыхлить порошок при подаче газа. Поскольку порошок имеет свойство слеживаться, то газ в резервуар подается только при запуске системы. После запуска системы в резервуаре образуется порошково-газовая смесь под давлением, которая через расходную трубу поступает в распределительный коллектор, а оттуда к посту, с которого была запущена система.

Для подачи порошка к очагу пожара на постах порошкового тушения устанавливаются лафетные или ручные стволы.

При защите данной системой закрытых помещений подача порошка производится через специальные распылители, установленные в верхней части помещения.

2.5.12 Аэрозольная система

В системе аэрозольного пожаротушения применяются генераторы огнетушащего аэрозоля (который образуется при горении твердотопливных аэрозолеобразующих составов). Эти генераторы устанавливаются в верхней части защищаемого помещения.

Система аэрозольного пожаротушения должна включать в себя:

При пуске системы должно быть обеспечено:

Время подачи расчётного количества аэрозоля в защищаемое помещение не должно превышать 2 мин. Расположение генераторов в защищаемом помещении должно обеспечивать равномерное распределение огнетушащего аэрозоля.

Генераторы огнетушащего аэрозоля
Генератор огнетушащего аэрозоля (ГОА)состоит из корпуса, в котором размещается заряд аэрозолеобразующего состава, узла запуска, электрического разъема, устройства крепления к судовым конструкциям. Корпус генератора должен иметь устройство (сопло) для выпуска аэрозоля. Сопло выпуска аэрозоля может быть как направленного действия, так и способным распылять во все стороны.

По способу приведения в действие ГОА подразделяют на генераторы:

Пример устройства генератора огнетушащего аэрозоля:

1-корпус из металла, способного выдержать существенное внутреннее давление;

2-аэрозолеобразующий твердотельный наполнитель;

3-пусковой заряд, размещенный в узле запуска, активизирует реакцию горения с выделением аэрозоля;

4-теплозащитные прокладки;

5-охлаждающий модуль;

6-отверстия для выхода аэрозоля;

7-кронштейны для крепления устройства;

8-клеммная колодка для подключения проводов дистанционного электрического управления.


Местные станции аэрозольного тушения
В обоснованных случаях для отдельных защищаемых помещений может быть допущено устройство местных станций с одним или двумя генераторами и установкой пускового устройства в районе входа в помещение (без оборудования БУС). При этом должна быть предусмотрена возможность периодической проверки работоспособности системы аэрозольного пожаротушения путём запуска на имитаторах.

2.5.13 Стационарные системы обнаружения углеводородных газов

Пожары на танкерах, перевозящих нефтепродукты, как правило, имеют катастрофические последствия, поэтому одной из мер предотвращения пожара является контроль концентрации горючих газов в судовых помещениях. Для решения этой задачи на танкерах устанавливаются стационарные системы обнаружения углеводородных газов. На тот случай, если стационарная система даст сбой, на судне должны быть переносные измерительные приборы.

Нефтяные танкеры дедвейтом 20 000 тонн и выше, построенные после 1 января 2012 года, должны быть обеспечены стационарной системой обнаружения углеводородного газа для измерения концентрации углеводородных газов во всех балластных танках и пустых пространствах двойного борта и двойного дна, включая форпик и любые другие танки и пространства под палубой переборок, прилегающие к грузовым танкам. Установка данной системы не требуется, если указанные помещения оборудованы системой заполнения инертным газом.

В общем случае система состоит их центрального газоанализаторного модуля, насосов и труб для забора проб воздуха. Модуль газового анализатора располагается в безопасном месте за пределами грузового пространства (например, в грузовой диспетчерской и/или на ходовом мостике).

Отбор и анализа проб из каждого воздухозаборника должен производиться последовательно через интервалы, не превышающие 30 мин. При достижении концентрации горючих газов 30% от нижнего порога концентрации воспламенения должны подаваться визуальные и звуковые сигналы тревоги.

 

Вверх