ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ОШИБКИ

  1. Несоответствие векторов скорости при построении "скоростного треугольника".

Обычно в центре планшета устанавливают 6-минутый вектор скорости нашего судна . Часто бывает так, что интервалы времени между точками, на которых строится скоростной треугольник, отличаться от 6 минут. В следующем примере рассмотрен типичный случай, когда на основе двух наблюдений с 3-минутным интервалом рассчитывается маневр расхождения (рис.1).

Т

ИКн

Vн

Судно А

   

П/КУ

Д

       

10:35

25

13

63

9,3

       

10:38

25

13

59

6,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.

Примечание: неверное построение обозначено красным цветом, верное - зеленым.

Несоответствие длины вектора нашего судна приводит к:

  1. получению неверных данных о курсе и скорости встречного судна;
  2. при расчете маневра расхождения - к выбору неверного курса (или скорости - при маневре скоростью)(рис.2).

Т

ИКн

Vн

Судно А

   

П/КУ

Д

       

10:35

25

13

63

9,3

       

10:38

25

13

59

6,9

 

 

 

 

10:41

53

41

13

52

4,7

правильно

неправильно

                 

Рис.2.

Вывод. Длина вектора нашего судна должно обязательно соответствовать временному интервалу между точками наблюдения, принятыми для построении скоростного треугольника.

  1. Расчет ОЛОД без точки упреждения.

Рис.3.

Суть данной ошибки заключается в том, что нельзя прокладывать ОЛОД из точки последнего наблюдения встречного судна. С момента, когда было последнее определение и до момента, когда наше судно ляжет на курс расхождения, пройдет некоторое время (как минимум - время на расчет и на маневр). И все это время встречное судно будет смещаться по ЛОД. Из рис.3 видно, что чем дольше встречное судно будет смещаться по ЛОД, тем большее отклонение потребуется нашему судну для расхождения на заданной дистанции.

  1. Игнорирование судов, не представляющих опасность до маневра.

Часто встречающейся ошибкой является попытка решить задачу расхождения, производя построения только при встречном судне, являющимся наиболее опасным до начала маневрирования.

Рис.4.

Пример. Имеется три встречных судна. Сближение с судами А и В представляет опасность, а судно С проходит на безопасном расстоянии. Рассчитав минимальные отклонения от курса для расхождения с судами А и В, определили, что нашему судну необходимо лечь на курс 90.

Однако, если проверить, как будет смещаться судно С после того, как наше судно ляжет на курс 90, то станет очевидным, что игнорировать его не стоило (рис.5).

Рис.5.

Судно, казавшееся безопасным, после изменения курса становится опасным.

Поэтому, во-первых, следует производить предварительный расчет при всех целях/судах, а во-вторых, совершенно необходимо выполнить пункты 16-18, чтобы убедиться, что выбранный вами маневр обеспечивает безопасное расхождение со всеми судами.