НАЧАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ И ОЦЕНКА СИТУАЦИИ
Главное, что интересует судоводителя при обнаружении объекта на экране радиолокатора - насколько опасна наблюдаемая цель. Степень опасности оценивается по двум критериям:
Чем меньше Дкр, тем более опасной является приближающаяся цель. Но нельзя оценивать степень опасности только по дистанции кратчайшего сближения. Не менее важными факторами являются скорость сближения и запас времени, которым располагает судоводитель, чтобы предпринять маневр и разойтись на безопасном расстоянии. Так ситуация обгона, как правило, менее опасна чем расхождение на встречных (пересекающихся) курсах, даже если Дкр в первом случае меньше, чем во втором.
Использование маневренного планшета при расхождении судов сводится к ведению так называемой "относительной прокладки". Суть относительной прокладки заключается в том, что за центр системы координат мы принимаем наше судно, которое помещаем в центр планшета, а данные пеленгов и дистанций интересующих нас объектов наносим на планшет в соответствующие точки пересечения окружностей дальности и лучей пеленгов (рис.1).
Т |
ИКн |
Vн |
Судно А |
Судно B |
Судно C |
||||
П/КУ |
Д |
П/КУ |
Д |
П/КУ |
Д |
||||
10:35 |
25 |
13 |
17 |
10,5 |
37 |
8,8 |
63 |
9,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.1.
Для оценки опасности наблюдаемого объекта необходимо построить линию относительного движения ЛОД (линию, по которой относительно нас будет двигаться встречное судно). Для построения ЛОД необходимо, как минимум, две последовательные во времени точки на планшете (рис.2).
Т |
ИКн |
Vн |
Судно А |
||||||
П/КУ |
Д |
||||||||
10:35 |
25 |
13 |
63 |
9,3 |
|||||
10:41 |
25 |
13 |
59 |
6,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.2.
Проведя линию от точки А1 к точке А2 мы получим направление относительного движения встречного судна (вектор относительной скорости Vо). А если линию, проходящую через точки А1 и А2, продлить, то получим линию относительного движения. Вектор относительной скорости есть результат разницы векторов:
Vо = Vв - Vн
Резонно предположить, что если ни одно из судов не изменит элементов своего движения (курса и скорости), то через такой же интервал времени встречное судно продвинется в том же направлении на такое же расстояние (рис.3).
Рис.3.
Из рисунка видно, что вектор относительной скорости Vо2 не отличается от Vо1 только в том случае, когда векторы скоростей обоих судов не меняются.
При ведении прокладки на планшете мы не знаем изначально, маневрирует ли встречное судно, но имеем векторы относительной скорости Vо2 и Vо1. То есть, решаем обратную задачу: если вектор относительной скорости Vо2 не отличается от Vо1, и вектор скорости нашего судна Vн не менялся, то следовательно, вектор скорости встречного судна Vв так же не менялся.
На планшете это выражается в том, что три последовательные точки А1, А2 и А3 лежат на одной прямой, и расстояние [А1;А2] равно расстоянию [А2;А3].
ЛОД, построенная на двух последовательных точках, не гарантирует, что встречное судно не маневрирует.
Можно быть уверенным, что встречное судно не маневрирует, только в том случае, если его три последовательных точки, взятые через равные промежутки времени, лежат на планшете на одной прямой, и расстояние между ними одинаковое.
а) |
Встречное судно А меняет курс. |
|
б) |
Встречное судно А меняет скорость. |
|
в) |
Частный случай, когда в результате изменения встречным судном А своего курса и скорости ЛОД не изменяется |
Рис.4.
Из рисунков видно, что если встречное судно изменило курс и/или скорость, то вектор относительной скорости Vо2 отличается от Vо1 как минимум по величине (рис.4.в), а как правило, и по величине, и по направлению.
Следует отметить, что на практике измерения пеленга и дистанции производятся с некоторой погрешностью, зависящей как от технических характеристик РЛС, так и от самого судоводителя. Поэтому, последовательные точки А1 - А3 могут и не лежать на одной прямой, даже если элементы движения обоих судов не меняются (рис.5).
Т |
ИКн |
Vн |
Судно А |
Судно B |
Судно C |
||||
П/КУ |
Д |
П/КУ |
Д |
П/КУ |
Д |
||||
10:35 |
27 |
16 |
63 | 10,7 | |||||
10:38 |
27 |
16 |
61 |
7,9 |
|
|
|
|
|
10:41 |
27 |
16 |
52 |
5,9 |
|
|
|
|
Рис.5.
Следует помнить, что судоводители стремятся избегать несущественных изменений элементов движения судна (МППСС-72, Правило 8 b). Следовательно, то, что через равные интервалы времени точки ложатся с небольшим отклонением по направлению и расстоянию между ними, как правило, связано именно с погрешностью определения пеленга и дистанции цели.
В этом случае ЛОД должна быть проведена на равноудаленном, по возможности, от точек расстоянии, не превышающем среднеквадратической погрешности Мо определения места судна данным способом.
Если через три точки (с учетом среднеквадратической погрешности их определения Мо) невозможно провести прямую, то это значит, что встречное судно в данное время изменяло свои элементы движения.
Краткий вывод по теме.
Пошаговые действия для оценки ситуации: