Предотвращение столкновений судов
Ведущий преподаватель: Ганнесен Виталий Витальевич
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью дисциплины «Предотвращение столкновений судов» является подготовка студентов специальности 26.05.05. к практической деятельности в качестве вахтенного помощника капитана с дальнейшей возможностью занимания должности старшего помощника капитана и капитана на морском судне в соответствии с требованиями МК ПДНВ.
Задачей дисциплины является формирование знаний в вопросах организации радиолокационного наблюдения и использования радиолокационной информации для предотвращения столкновений судов, знания правил МППСС-72, учета маневренных характеристик судна при выборе маневра.
Место дисциплины в структуре ООП специалиста:
Дисциплина «Предотвращение столкновений судов» относится к профессиональному циклу дисциплин С3.Б.13 и имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с дисциплинами основной образовательной программы.
Для освоения дисциплины необходимы знания и умения, приобретенные в результате изучения предшествующих дисциплин: «Технические средства судовождения», «Навигация и лоция», «Маневрирование и управление судном».
Требование к результатам освоения содержания дисциплины
В процессе изучения дисциплины у обучающихся должны быть сформированы компетенции и индикаторы их достижения, установленные программой специалитета.
Компетенции и индикаторы их достижения
Код и наименование компетенции | Код и наименование индикатора достижения компетенции |
ПКС-2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты | ПКС-2.1 Способен использовать Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками. |
ПКС-2.4 Способен применять технику судовождения при отсутствии видимости. | |
ПКС-3 Способен использовать радиолокатор и САРП для обеспечения безопасности плавания | ПКС-3.1 Способен пользоваться радиолокатором, расшифровывать и анализировать полученную информацию |
ПКС-3.2 Способен пользоваться САРП, расшифровывать и анализировать полученную информацию |
Данные компетенции формируются в соответствии с требованиями МК ПДНВ (Таблица А-II/1и Таблица А-II/2):
компетентность: Организация и процедуры несения вахты
ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ:
- Глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновений судов в море.
- Глубокое знание основных принципов несения ходовой навигационной вахты.
- Глубокой знание эффективных процедур работы вахты на ходовом мостике.
- Использование установленных путей движения судов в соответствии с общими положениями об установлении путей движения судов.
- Глубокие знания содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновения судов в море.
- Глубокое знание содержания, применения и целей основных принципов несения судовой навигационной вахты.
- Эффективные процедуры работы вахты на мостике
компетентность: Обеспечение безопасного плавания путем использования радиолокатора и САРП и современных навигационных систем обеспечивающих процесс принятия решения
ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ:
- Судовождение с использованием радиолокатора.
- Знание фундаментальных основ радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП).
- Умение работать, расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая следующее:
Работа, включающая:
- факторы, влияющие на работу и точность;
- включение и работа с блоком индикатора;
- обнаружении неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от моря и т.д., радиолокационные маяки-ответчики и транспондеры, используемые при поиске и спасении.
Использование, включая:
- дальность и пеленг; курс и скорость других судов; время и дистанцию кратчайшего сближения с судами, следующими пересекающимися и встречными курсами, или обгоняющими;
- опознавание критических эхосигналов; обнаружение изменений курса и скорости других судов; влияние изменений курса и/или скорости своего судна;
- применение Международных правил предупреждения столкновений судов в море;
- техника радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений.
- Знание погрешностей систем и глубокие знания эксплуатационных аспектов современных навигационных систем, включая радиолокаторы и САРП.
- Техника судовождения при отсутствии видимости.
- Оценка навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор и САРП, с целью принятия решения по управлению судном для избежания столкновения и для управления безопасным плаванием.
- Взаимосвязь и оптимальное использование всех навигационных данных, доступных для осуществления плавания.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72);
- взаимные обязанности судов в различных ситуациях, сигналы маневроуказания и предупреждения;
- технику ведения радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движения;
- способы расхождения с судами с помощью радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки;
- основные принципы несения ходовой навигационной вахты, эффективные процедуры работы вахты на ходовом мостике, правила использования установленных путей движения судов в соответствии с Общими положениями об установлении путей движения судов;
- требования таблицы А-II/1, главы VIII части А и рекомендации Раздела В-I/12 части В Кодекса ПДНВ применительно к расхождению судов;
- достоинства, недостатки и ограничения средств наблюдения: визуального, слухового, радиолокационного, с использованием САРП (или САС), АИС, судовых устройств отображения навигационной информации;
Уметь:
- вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, а также использовать применительно к преобладающим условиям и обстоятельствам плавания все имеющиеся технические средства для анализа ситуаций, которые могут привести к столкновению;
- определять и выполнять действия по предупреждению ситуаций чрезмерного сближения в соответствии с МППСС-72;
- практически использовать радиолокационную станцию, автоматическую идентификационную систему, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, интегрированные навигационные системы, расшифровывать, толковать и анализировать получаемую с их помощью информацию, использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
- графически и аналитически определять параметры истинного движения по параметрам относительного движения и наоборот;
- оценивать влияние видимости, навигационных ограничений, ограничений используемых средств наблюдения, маневренных характеристик своего судна, плотности движения, особенностей и ограничений судов, своей опытности, усталости и психофизиологического состояния на безопасную скорость, дистанцию расхождения и необходимость усиления ходовой вахты;
- грамотно и эффективно использовать средства радиосвязи, визуальной и звуковой сигнализации, а также средств внутрисудовой связи для предотвращения столкновений судов;
- управлять маневрированием своего судна для предотвращения столкновения;
- оперативно оценивать эффективность предпринятых действий, необходимость дополнительного маневрирования и возможность возвращения к прежним элементам движения;
- анализировать случаи столкновений в море, обращая внимание на недостатки и ошибки, ставшие причиной столкновения.
Владеть:
- навыками оценки опасности столкновения с другими судами на основании информации, полученной визуально, при помощи РЛС, САРП и АИС;
- способами маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения судов.
Лекционный курс.
Лекционный курс дисциплины «Предотвращение столкновений судов» размещен на электронной платформе MOODLE официального сайта Дальрыбвтуза: https://dalrybvtuz.ru/eServices/moodle/
Для доступа к лекционному курсу слелует пройти по ссылке и выполнить необходимые регистрационные процедуры (на открывающейся по ссылке странице есть все указания):
- Подать заявку на получение «ящика электронной почты студента» (Электронные ресурсы Дальрыбвтуза идентифицируют студента по его «студенческой» электронной почте, имеющей вид: ****@stud.dgtru.ru Другая личная электронная почта не принимается сервером в качестве пропуска к ресурсам).
- После получения «студенческого» адреса (на что может уйти 1-2 дня) на той же странице создается профиль пользователя в MOODLE. В полях, где требуется ввод почтового адреса, вводить его следует только строчными буквами! (после заполнения анкеты профиля доступ в MOODLE появляется сразу).
- Получив доступ к электронной платформе, студент может пользоваться теми ресурсами, к которым его/её подключит преподаватель — автор ресурса. Для получения доступа к выбранному ресурсу нужно сделать запрос ведущему преподавателю.
Список учебной литературы по дисциплине:
- И.Ф.Коростелев. Предотвращение столкновений судов. Уч. пос. -Владивосток: Дальрыбвтуз, 2011.
- Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 г. (МППСС-72). 3-е изд., испр. –М.: Моркнига, 2009. – 152 с.
Электронные ресурсы:
Ганнесен В.В. МППСС-72 //электронная версия МППСС-72
Ганнесен В.В. Маневренный планшет // эл. уч. пос.
Методические Указания:
Методические указания к лабораторным работам
Методические указания к самостоятельной работе
Методические указания по выполнению контрольных работ заочной формы обучения
Контрольная работа является обязательным элементом учебного процесса с целью подготовки студента к решению задач безопасного расхождения судов на тренажерном оборудовании в масштабе реального времени.
Отчет о выполнении контрольной работы является регистрируемым отчетным документом.
Контрольная работа выполняется самостоятельно до выхода на сессию, оформляется в формате MS Word (версии 2003-2007, не выше) и отправляется по электронной почте на проверку: gannesen.vv@dgtru.ru
Электронная версия необходима для внесения в базу данных.
Для сортировки преподавателем входящей корреспонденции отсылаемый файл должен иметь название, позволяющее точно идентифицировать студента и суть работы: фамилия, инициалы, группа, обозначение (контр — для контрольных работ), вариант работы.doc (или .docx)
Пример для контрольной работы 7-вариант: Арсеньев АН_СВс-415_ПСС-контр_В-07.docx (или Арсеньев АН_СВс-415_ПСС-контр_В-07.doc)
Если название файла не позволяет идентифицировать студента и суть работы, то файл автоматически попадает в «корзину»!
Вместе с файлом работы высылается фото первой страницы зачетной книжки, чтобы преподаватель мог проверить, правильно ли выбран вариант контрольной работы (алгоритм выбора варианта указан в методических указаниях). После проверки преподаватель дает ответ, принимаются ли расчеты, либо в расчетах имеются ошибки, которые следует исправить.
Порядок проведения промежуточной аттестации
Дисциплина изучается в трёх триместрах на 5-м курсе обучения: D, F и G.
Триместр D: форма аттестации — зачет.
Зачет выставляется в соответствии с правилами бально-рейтинговой системы при наборе не менее 36 баллов и выполнении 2 контрольных работ по анализу радиолокационной обстановки и расчету маневров расхождения, выполняемых на маневренном планшете.
Триместр F: форма аттестации — зачет.
Зачет выставляется в соответствии с правилами бально-рейтинговой системы при наборе не менее 36 баллов и выполнении 2 контрольных работ, выполняемых на тренажере предотвращения столкновений судов, и защиты знаний Международных правил предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72).
Триместр G: форма аттестации — экзамен.
Экзамен сдается при прохождении конвенционной тренажерной подготовки «Оператор РЛС/САРП» согласно требованиям МК ПДНВ
Методы и критерии оценки:
Проверка знаний Международных правил предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) проводится с использованием карточек, моделирующих различные ситуации на море. Карточки для проверки знаний берутся методом случайной выборки, однако они должны охватывать все разделы МППСС-72, связанные с правильной идентификацией ситуации и принятием решения:
- ночные огни;
- дневные знаки;
- звуковые сигналы;
- правила расхождения.
Неудовлетворительные знания по любому из разделов дают общую оценку «неудовлетворительно». Общее количество неправильных ответов не должно превышать 30%.
Решение задачи расхождения на радиолокационном тренажере должно быть выполнено с достаточной точностью и соблюдением правил ведения радиолокационного наблюдения. Ставится задача расхождения с двумя судами, одно из которых должно пройти на дистанции ровно двух миль, а второе – не ближе двух миль. Студент должен рассчитать на маневренном планшете маневр расхождения и выполнить его. Компетентность считается подтвержденной, если для решения задачи студент выполнил два маневра: первый – для уклонения от встречных судов; второй – для возвращения на начальный курс (скорость). Корректировка расхождения дополнительными промежуточными изменениями курса (скорости) не допускается.
Оценка | Критерии |
Отлично |
|
Хорошо |
|
Удовлетворительно |
|
|
|
Неудовлетворительно |
1) отклонения по дистанции расхождения превышает 4 кб |
2) маневр выполнен с нарушением МППСС-72. |
|
3) маневр не выполнен. |