Борьба за живучесть судна (для ХТ-б)
Ведущий преподаватель: Ганнесен Виталий Витальевич
Цели освоения дисциплины
Целью дисциплины «Борьба за живучесть судна» является подготовка студентов по направлению 16.03.03 к практической деятельности в качестве рефмашиниста и рефмеханика морского судна в соответствии с требованиями МК ПДНВ-78 и Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации.
Дисциплина ставит своей задачей сформировать минимально необходимые знания по вопросам обеспечения живучести судна и личного выживания при кораблекрушении, обязательные для всех моряков.
Содержание программы обучения
Раздел 1. Конструктивное обеспечение непотопляемости судна
Конструктивное обеспечение непотопляемости судна: конструктивное обеспечение остойчивости; конструктивное обеспечение плавучести.
Судовые системы обеспечения непотопляемости.
Раздел 2. Теоретические основы пожара. Огнетушащие вещества
Теоретические основы пожара: условия существования пожара; распространение пожара; самовозгорание.
Огнетушащие вещества: виды, свойства, применение.
Раздел 3. Конструктивное обеспечение пожаробезопасности судна. Противопожарное снабжение
Конструктивные противопожарные элементы.
Стационарные системы сигнализации обнаружения пожара.
Сигнализация предупреждения.
Судовые стационарные системы пожаротушения: водопожарная система; углекислотная система; система тушения инертным газом; спринклерная система; система водораспыления; система водяного орошения; система водяных завес; системы пенотушения; система тушения галоидированными углеводородами; система порошкового тушения.
Устройство, применение и размещение на судне противопожарного имущества: переносные пенные комплекты; огнетушители; прочее снабжение.
Раздел 4. Организация обеспечения непотопляемости судна
Организация судовой службы.
Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна.
Предотвращение переворачивания судна: контроль остойчивости; борьба с обледенением.
Предотвращение затопления судна: контроль поступления воды в корпус судна; аварийное снабжение для борьбы с поступлением воды; борьба с распространением воды по судну; восстановление водонепроницаемости корпуса судна (заделка малых повреждений; заделка трещин; заделка больших повреждений).
Раздел 5. Организация обеспечения пожаробезопасности судна
Организация пожарной безопасности: пожарно-профилактический режим; обращение с пожароопасными материалами; курение; проведение огневых работ.
Организация борьбы с пожаром: индивидуальные действия; действия экипажа.
Раздел 6. Судовые спасательные средства
Классификация спасательных средств.
Индивидуальные спасательные средства.
Спасательные шлюпки: конструкция корпуса; оборудование; установка на судне; эвакуация людей с использованием спасательной шлюпки.
Спасательные плоты: конструкция; оборудование; установка на судне; спусковое устройство спускаемых спасательных плотов; эвакуация людей с использованием спасательного плота.
Аварийное снабжение спасательных средств.
Вспомогательные спасательные средства: спусковые устройства; посадочные устройства.
Раздел 7. Выживание при оставлении судна
Готовность экипажа к оставлению судна: подготовка и инструктаж, проводимые на судне; учения по оставлению судна.
Первоочередные действия в спасательном средстве.
Готовность к принятию помощи от воздушного судна.
Поведение: предотвращение потери тепла в воде; предупреждение обезвоживания; поведение в спасательном средстве; расходование и пополнение запасов пищи и воды; медицинская помощь.
Перечень основной литературы:
- Ганнесен В.В., Борьба за живучесть на судах рыбопромыслового флота. Учебник для ВУЗов. -М: Изд-во «Моркнига», 2017. -223 с.
- Ганнесен В.В., Спасательные средства судов рыбопромыслового флота. Учеб. пособие. -М: Изд-во «Моркнига», 2017. -231 с.
Электронные ресурсы:
Программа обучения состоит из лекций и лабораторных работ.
Форма аттестации — зачёт.
Для получения зачета по всей дисциплине необходимо:
-
-
- для очного обучения: получить зачеты по всем разделам;
- для заочного обучения: получить зачет, выполнив одно итоговое тестовое задание, включающее вопросы из всех разделов.
-
Лабораторные работы.
Лабораторная работа выполняется студентом в течение учебного занятия. Задачей лабораторной работы является закрепление знаний и подтверждение компетенций в разделе дисциплины, который вынесен на текущую работу.
Процедура лабораторной работы начинается с подключения студентов к электронной платформе MOODLE и прохождения теста по текущей теме. После окончания тестирования группы производится разбор ошибок и вопросов, которые возникли в процессе тестирования.
Доступ к прохождению теста по любой теме открывается только после успешного прохождения «теста самоподготовки» по данной теме.
Резервные варианты:
- При отсутствии доступа к интернету тестирование производится в локальной сети компьютерного класса.
- При отсутствии электричества отчет по лабораторной работе заключается в заполнении тест-листа по данной теме из сборника педагогических тестов для текущего контроля знаний, являющихся частью учебно-методического комплекса дисциплины.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа является обязательным элементом процесса обучения.
Самостоятельная работа студента заключается в изучении теоретического курса данной дисциплины и прохождения теста самоподготовки на электронной платформе MOODLE. Отчет о выполнении самостоятельной работы регистрируется автоматически.
Студентами дневной формы обучения самостоятельная работа по каждой теме выполняется заблаговременно до контрольного тестирования по теме, вынесенной на плановую проверку. При отсутствии удовлетворительного результата по тесту самоподготовки допуск к контрольному тестированию блокируется системой автоматически.
Студентами заочной формы обучения самостоятельная работа по каждой теме выполняется заблаговременно до контрольного итогового тестирования. При отсутствии удовлетворительного результата по всем тестам самоподготовки допуск к контрольному тестированию блокируется системой автоматически.
Резервные варианты:
При отсутствии технической возможности доступа к платформе MOODLE (по вине Дальрыбвтуза) самостоятельная работа контролируется по выполнению письменного отчета.
Студентами дневной формы обучения самостоятельная работа выполняется в течение учебного семестра параллельно с аудиторными занятиями. Отчет о выполнении индивидуального задания по текущей теме представляется преподавателю перед началом практического занятия по данной теме, проводимого согласно учебному плану.
Студентами заочной формы обучения самостоятельная работа выполняется до выхода на сессию, а отчет предъявляется преподавателю на первом занятии.
Отчет выполняется в тетради и представляет собой рукописный ответ на поставленный вопрос (компьютерная распечатка не принимается). Ответ на вопрос предваряется записью темы и вопроса. В ответах, где по контексту требуются графические изображения (рисунки, схемы), таковые должны быть.
Методические указания к выполнению самостоятельной работы