Уч. дисциплины

Предотвращение и борьба с пожарами для ПР-б

Ведущий преподаватель: Ганнесен Виталий Витальевич

Эл.почта: gannesen.vv@dgtru.ru

 

Описание дисциплины

Цели освоения дисциплины

Дать прочные знания в области современных методов борьбы с пожаром с учетом требований Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты МК ПДНВ с поправками, глава А-V1/3. Научить грамотно и безопасно использовать противопожарное оборудование в случаях возникновения пожаров, правильно организовать вахту на судне с целью своевременного  обнаружения пожара, выбрать стратегию и тактику борьбы с огнем в различных частях и помещениях судна, используя противопожарную защиту судов.

Выборка из спецификации минимальных требований к компетентности и профессионализму любого члена экипажа в отношении противопожарной безопасности и готовности к борьбе с пожаром:
Область компетентности

 

Вопросы, в которых должны быть проявлены знания, понимание и профессионализм

 

Сведение к минимуму риска пожара и поддержание состояния готовности к действиям в случае пожара
  • Организация борьбы с пожаром на судах.
  • Расположение противопожарных средств и аварийных путей эвакуации.
  • Составляющие пожара и взрыва (пожарный треугольник).
  • Типы и источники воспламенения.
  • Воспламеняющиеся материалы, опасности при пожаре и распространение пламени.
  • Необходимость постоянной бдительности.
  • Действия, которые необходимо предпринимать на судне.
  • Обнаружение пожара и дыма и автоматические системы аварийно-предупредительной сигнализации.
  • Классификация пожаров и применяемые огнетушащие вещества.
Борьба с пожаром
  • Противопожарное оборудование и его расположение на судне.
  • Инструктаж о:
    1. стационарных установках;
    2. снаряжении пожарного;
    3. личном оборудовании;
    4. противопожарных устройствах и оборудовании;
    5. методах борьбы с пожаром;
    6. огнетушащих веществах;
    7. процедурах борьбы с пожаром;
    8. использовании дыхательного аппарата в ходе борьбы с пожаром и действий по спасанию.
Выполнение действий при авариях
  • Возможный виды аварий, такие как столкновение, пожар, затопление судна.
  • Знание судовых планов действий в чрезвычайных ситуациях для принятия мер при авариях.
  • Сигналы, подаваемые в чрезвычайных обстоятельствах, и конкретные обязанности, закрепленные за членами экипажа в расписании по тревогам; места сбора; правильное использование снаряжения личной безопасности.
  • Действие, предпринимаемое при обнаружении потенциальной аварии, включая пожар, столкновение, посадку на мель и поступление воды.
  • Действие, предпринимаемое по сигналам тревоги.
  • Значение подготовки и учений.
  • Знание путей эвакуации, систем внутрисудовой связи и аварийно-предупредительной сигнализации.
Соблюдение техники безопасности
  • Важность постоянного соблюдения правил техники безопасности.
  • Имеющиеся устройства, обеспечивающие безопасность и защиту от потенциальной опасности на судне.
  • Меры предосторожности, принимаемые до входа в закрытые помещения.
  • Ознакомление с международными мерами относительно предотвращения несчастных случаев.

 

Спецификация минимального стандарта компетентности в области современных методов борьбы с пожаром
Область компетентности Вопросы, в которых должны быть проявлены знания, понимание и профессионализм
Руководство операциями по борьбе с пожаром на судах  

  • Процедуры борьбы с пожаром в море и в порту, обращая особое внимание на организацию, тактику и управление
  • Использование воды для пожаротушения, влияние на остойчивость судна, меры предосторожности и процедуры по устранению отрицательных последствий
  • Связь и координация во время операций по борьбе с пожаром
  • Управление вентиляцией, включая удаление дыма из помещений
  • Контроль за топливной системой и электрооборудованием
  • Опасности, возникающие в процессе борьбы с пожаром (сухая возгонка, химические реакции, возгорание в дымоходах котлов и т.д.)
  • Борьба с пожаром, связанным с опасными грузами
  • Меры противопожарной безопасности и опасности, связанные с хранением и использованием материалов (краски и т.д.)
  • Уход за людьми, получившими травмы, и оказание им помощи
  • Процедуры координации действий с береговыми пожарными

 

Организация и подготовка пожарных партий  

  • Подготовка планов действий в чрезвычайных ситуациях
  •  Состав и назначение персонала в пожарные партии
  • Стратегия и тактика борьбы с пожаром в различных частях судна

 

Проверка и обслуживание систем и оборудования для обнаружения пожара и пожаротушения  

  • Системы обнаружения пожара; стационарные системы пожаротушения; переносные и передвижные средства пожаротушения, включая устройства, насосы, а также средства для спасания людей и имущества, системы жизнеобеспечения, личное защитное снаряжение и оборудование связи
  • Требования по государственному и классификационному освидетельствованию

 

Расследование и составление докладов об инцидентах, связанных с пожарами
  • Оценка причин инцидентов, связанных с пожарами

 

ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА

Процесс освоения дисциплины «Борьба с пожаром по расширенной программе» состоит из лекционных, лабораторных занятий и самостоятельной работы студента.

Лабораторные занятия по текущей теме проводятся после проведения лекции по данной теме (но не в тот же день), чтобы у студента была возможность самостоятельно проработать тему. Лабораторное занятие состоит из двух частей:

1)    проверка уровня знаний студента по текущей теме: проводится с использованием тестов в онлайн-курсе на электронной платформе MOODLE;

2)    анализ результатов тестирования и детальный разбор вынесенных на проверку вопросов и допущенных ошибок при тестировании. 

Анализ результатов тестирования студенты проводят самостоятельно с использованием теоретической части онлайн-курса. Детальный разбор вынесенных на проверку вопросов проводится всей группой после того, как все студенты закончат прохождение теста. Разбор вопросов проводится в форме свободного обсуждения с привлечением материалов лекции.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ОНЛАЙН-КУРСУ

Тестирование проводится средствами электронной :

Для получения доступа к этому электронным ресурсам платформы MOODLE производится с официального сайта Дальрыбвтуза:  https://lms.dgtru.ru/login/index.php

где необходимо внимательно прочитать инструкцию, открывающуюся по указанному адресу!

Если не удается получить доступ стандартным путем, то все вопросы по поводу получения почтового ящика и подключения к MOODLE решаются с проректором по стратегическому развитию, цифровизации и молодёжной политике.

Если кратко, то алгоритм подключения состоит из следующих шагов:

  1. Необходимо получить почтовый ящик «корпоративной» почты (т.е. адрес вида: ***@stud.dgtru.ru), для чего делается заявка (в инструкции перейти по ссылке для заполнения формы).
  2. После получения почтового ящика следует создать учетную запись на платформе MOODLE (ссылка внизу инструкции). При создании учетной записи входным адресом электронной почты служит ТОЛЬКО адрес корпоративной почты (другие почтовые ящики системой не принимаются). При введении ФИО использовать русский алфавит! Иначе возникают большие проблемы с поиском студента в базе данных для его подключения преподавателем к конкретному электронному ресурсу внутри электронной системы.
  3. Доступ к любому онлайн-курсу или тесту открывается после того, как ведущий преподаватель вручную подключит студента к своему ресурсу. Для получения доступа необходимо связаться с преподавателем нужного курса (письмом на эл. почту).
  4. Онлайн-курс (тест) в зависимости от настройки может быть открытым постоянно и доступным в любое время, либо может быть с закрытым доступом, и открывается только в определенное время. 

Студенты не смогут пройти аттестацию (сдать экзамен) до тех пор, пока не получат доступ к электронной платформе MOODLE.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОНЛАЙН-КУРСОМ
Самостоятельная работа студента является обязательной частью процесса обучения и заключается в изучении теоретического курса данной дисциплины и самопроверке своих знаний с использованием онлайн-курса на электронной платформе  MOODLE, где каждый теоретический раздел заканчивается тестирующим модулем, который можно использовать в режиме самоподготовки. Режим самоподготовки тестирующего модуля позволяет после получения вопроса обращаться к учебным материалам для поиска ответа.Программа автоматически регистрирует факт работы студента с теоретической и проверочной частью онлайн-курса, а также оценивает результат этой работы. Студент, не получивший положительную оценку за самостоятельную работу, не допускается программой к текущей аттестации.

Студентам заочной формы обучения настоятельно рекомендуется до выхода на экзамен пройти последовательно тематические тесты самоподготовки!

 

ДОСТУП К ЭЛЕМЕНТАМ ОНЛАЙН-КУРСА

Лекционные блоки доступны всегда.

Тесты самоподготовки доступны всегда. Доступ к ним иногда прекращается, если в это время проходит аудиторное занятие с проверкой текущих знаний.

Доступ к оценочным тестам открывается только для студентов, присутствующих в аудитории во время оценки текущих знаний.