Организация ходовой навигационной вахты
Организация ходовой навигационной вахты
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью дисциплины «Организация ходовой навигационной вахты» является подготовка студентов специальности 26.05.05. к практической деятельности в качестве вахтенного помощника капитана с дальнейшей возможностью занимания должности старшего помощника капитана и капитана на морском судне в соответствии с требованиями МК ПДНВ.
Основной задачей дисциплины является обучение студентов основам организации штурманской службы на морских судах в различных условиях деятельности судна. В рамках курса даются знания по организации штурманской службы на морских судах в различных условиях деятельности судна. Программа курса базируется на международных и российских требованиях к организации штурманской службы.
Знания, полученные при изучении дисциплины, используются при несении навигационной вахты во время прохождения студентами плавательской практики.
Место дисциплины в структуре ООП специалитета:
Дисциплина относится к профессиональному циклу С3.В.ОД.
Предшествующие дисциплины: «Морская практика», «Морское право», «Навигация и лоция», «Радиосвязь и телекоммуникации», «Безопасность судоходства», «Предотвращение столкновений судов», «Маневрирование и управление судном».
Для освоения дисциплины обучаемый предварительно должен:
знать:
- международные и национальные документы в области морского судоходства, включая Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС-72);
- общие принципы работы навигационного оборудования ходового мостика;
- основы обеспечения безопасности на судне;
- основы управления судном в различных условиях плавания;
- основные процедуры действий в аварийных ситуациях;
уметь:
- работать с навигационными картами и пособиями;
- планировать переход судна;
- использовать навигационное оборудование ходового мостика;
владеть:
- навыками вахтенного матроса, включая несение вахты на руле;
- навыками работы на ПК.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих компетенций:
- способен эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях жесткой иерархической системы управления, соблюдая служебную дисциплину и выполняя уставные требования, умением хранить конфиденциальную информацию (ОК-3);
- способен нести навигационную ходовую и стояночную вахту на судне (ПК-6);
- готов применять знания национальных и международных требований по безопасности судна, экипажа, предотвращению загрязнения окружающей среды (ПК-7);
- умеет вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, а также использовать все имеющиеся технические средства для предупреждения ситуаций чрезмерного сближения и столкновений (ПК-8).
Данные компетенции формируются в соответствии с требованиями МК ПДНВ (Таблица А-II/1и Таблица А-II/2):
компетентность: Организация и процедуры несения вахты
ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ:
- Глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновений судов в море.
- Глубокое знание основных принципов несения ходовой навигационной вахты.
- Глубокой знание эффективных процедур работы вахты на ходовом мостике.
- Использование установленных путей движения судов в соответствии с общими положениями об установлении путей движения судов.
- Глубокие знания содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновения судов в море.
- Глубокое знание содержания, применения и целей основных принципов несения судовой навигационной вахты.
- Эффективные процедуры работы вахты на мостике
компетентность: Обеспечение безопасного плавания путем использования радиолокатора и САРП и современных навигационных систем обеспечивающих процесс принятия решения
ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ:
- Судовождение с использованием радиолокатора.
- Знание фундаментальных основ радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП).
- Умение работать, расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая следующее:
Работа, включающая:
- факторы, влияющие на работу и точность;
- включение и работа с блоком индикатора;
- обнаружении неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от моря и т.д., радиолокационные маяки-ответчики и транспондеры, используемые при поиске и спасении.
Использование, включая:
- дальность и пеленг; курс и скорость других судов; время и дистанцию кратчайшего сближения с судами, следующими пересекающимися и встречными курсами, или обгоняющими;
- опознавание критических эхосигналов; обнаружение изменений курса и скорости других судов; влияние изменений курса и/или скорости своего судна;
- применение Международных правил предупреждения столкновений судов в море;
- техника радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений.
- Знание погрешностей систем и глубокие знания эксплуатационных аспектов современных навигационных систем, включая радиолокаторы и САРП.
- Техника судовождения при отсутствии видимости.
- Оценка навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор и САРП, с целью принятия решения по управлению судном для избежания столкновения и для управления безопасным плаванием.
- Взаимосвязь и оптимальное использование всех навигационных данных, доступных для осуществления плавания.
В результате изучения дисциплины «Организация ходовой навигационной вахты» обучающийся должен:
знать:
- основы организации судовой вахты на ходу судна и во время стоянки в порту или на рейде;
- международные и национальные требования к порядку организации ходовой и стояночной вахты;
- действия вахтенного помощника капитана в различных условиях эксплуатации судна и в аварийных ситуациях;
уметь:
- заполнять судовой журнал и другие основные виды судовой документации;
владеть:
- навыками несения ходовой вахты;
- принципами управления ресурсами вахты.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводятся в форме зачета. Аттестация проводится по результату выполнения практической задачи на тренажере управления судном Транзас — осуществлению перехода судна.
Решается задача, где плавание осуществляется при различных комбинациях следующих факторов:
- стесненная акватория;
- наличие встречных и попутных судов;
- меняющаяся дальность видимости из-за тумана;
- возникновение нештатных ситуаций: отказ GPS-системы; поломка гироскопа; срабатывание пожарной сигнализации; отказ главных насосов рулевого управления;
- конечная цель – поставить судно на якорь в заданной точке.
Выполнение работы оценивается как «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по степени качества подготовки и осуществлени плавания с соблюдением процедур ходового мостика: своевременности и точности выполнения маневров, предпринимаемых для расхождения с другими судами, соответствия маневров МППСС-72, своевременности и адекватности реагирования на возникновение нештатных ситуаций.
Критерии оценки:
Оценка | Критерии |
Отлично |
|
Хорошо |
|
Удовлетворительно |
|
Неудовлетворительно | 1) Допущена авария (столкновение, посадка на мель) |
2) Допущены нарушения МППСС-72. |