Борьба за живучесть судна (для ХТ-б)
Ведущий преподаватель: Ганнесен Виталий Витальевич
Цели освоения дисциплины
Целью дисциплины «Борьба за живучесть судна» является подготовка студентов по направлению 16.03.03 к практической деятельности в качестве рефмашиниста и рефмеханика морского судна в соответствии с требованиями МК ПДНВ-78 и Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации.
Дисциплина ставит своей задачей сформировать минимально необходимые знания по вопросам обеспечения живучести судна и личного выживания при кораблекрушении, обязательные для всех моряков.
Содержание программы обучения
Раздел 1. Конструктивное обеспечение непотопляемости судна
Конструктивное обеспечение непотопляемости судна: конструктивное обеспечение остойчивости; конструктивное обеспечение плавучести.
Судовые системы обеспечения непотопляемости.
Раздел 2. Теоретические основы пожара. Огнетушащие вещества
Теоретические основы пожара: условия существования пожара; распространение пожара; самовозгорание.
Огнетушащие вещества: виды, свойства, применение.
Раздел 3. Конструктивное обеспечение пожаробезопасности судна. Противопожарное снабжение
Конструктивные противопожарные элементы.
Стационарные системы сигнализации обнаружения пожара.
Сигнализация предупреждения.
Судовые стационарные системы пожаротушения: водопожарная система; углекислотная система; система тушения инертным газом; спринклерная система; система водораспыления; система водяного орошения; система водяных завес; системы пенотушения; система тушения галоидированными углеводородами; система порошкового тушения.
Устройство, применение и размещение на судне противопожарного имущества: переносные пенные комплекты; огнетушители; прочее снабжение.
Раздел 4. Организация обеспечения непотопляемости судна
Организация судовой службы.
Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна.
Предотвращение переворачивания судна: контроль остойчивости; борьба с обледенением.
Предотвращение затопления судна: контроль поступления воды в корпус судна; аварийное снабжение для борьбы с поступлением воды; борьба с распространением воды по судну; восстановление водонепроницаемости корпуса судна (заделка малых повреждений; заделка трещин; заделка больших повреждений).
Раздел 5. Организация обеспечения пожаробезопасности судна
Организация пожарной безопасности: пожарно-профилактический режим; обращение с пожароопасными материалами; курение; проведение огневых работ.
Организация борьбы с пожаром: индивидуальные действия; действия экипажа.
Раздел 6. Судовые спасательные средства
Классификация спасательных средств.
Индивидуальные спасательные средства.
Спасательные шлюпки: конструкция корпуса; оборудование; установка на судне; эвакуация людей с использованием спасательной шлюпки.
Спасательные плоты: конструкция; оборудование; установка на судне; спусковое устройство спускаемых спасательных плотов; эвакуация людей с использованием спасательного плота.
Аварийное снабжение спасательных средств.
Вспомогательные спасательные средства: спусковые устройства; посадочные устройства.
Раздел 7. Выживание при оставлении судна
Готовность экипажа к оставлению судна: подготовка и инструктаж, проводимые на судне; учения по оставлению судна.
Первоочередные действия в спасательном средстве.
Готовность к принятию помощи от воздушного судна.
Поведение: предотвращение потери тепла в воде; предупреждение обезвоживания; поведение в спасательном средстве; расходование и пополнение запасов пищи и воды; медицинская помощь.
Перечень основной литературы:
- Ганнесен В.В., Борьба за живучесть на судах рыбопромыслового флота. Учебник для ВУЗов. -М: Изд-во «Моркнига», 2017. -223 с.
- Ганнесен В.В., Спасательные средства судов рыбопромыслового флота. Учеб. пособие. -М: Изд-во «Моркнига», 2017. -231 с.
Электронные ресурсы:
Программа обучения состоит из лекций и лабораторных работ. Форма аттестации — зачёт.
Лабораторные работы. Лабораторная работа выполняется студентом в течение учебного занятия. Задачей лабораторной работы является закрепление знаний и подтверждение компетенций в разделе дисциплины, который вынесен на текущую работу.
Процедура лабораторной работы начинается с подключения студентов к электронной платформе MOODLE и прохождения теста по текущей теме. После окончания тестирования группы производится разбор ошибок и вопросов, которые возникли в процессе тестирования.
При отсутствии доступа к интернету тестирование производится в локальной сети компьютерного класса. При отсутствии электричества отчет по лабораторной работе заключается в заполнении тест-листа по данной теме из сборника педагогических тестов для текущего контроля знаний, являющихся частью учебно-методического комплекса дисциплины.
Методические указания к выполнению лабораторных работ
Самостоятельная работа. Самостоятельная работа студента заключается в изучении теоретического курса данной дисциплины и составлении письменного отчета о выполнении индивидуального задания.
Студентами дневной формы обучения самостоятельная работа выполняется в течение учебного семестра параллельно с аудиторными занятиями. Отчет о выполнении индивидуального задания по текущей теме представляется преподавателю перед началом практического занятия по данной теме, проводимого согласно учебному плану.
Студентами заочной формы обучения самостоятельная работа выполняется до выхода на сессию, а отчет предъявляется преподавателю на первом занятии.
Отчет выполняется в тетради и представляет собой рукописный ответ на поставленный вопрос (компьютерная распечатка не принимается). Ответ на вопрос предваряется записью темы и вопроса. В ответах, где по контексту требуются графические изображения (рисунки, схемы), таковые должны быть.
Методические указания к выполнению самостоятельной работы