Уч. дисциплины

Борьба за живучесть судна (для ХТ-б)

Ведущий преподаватель: Ганнесен Виталий Витальевич

 

Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «Борьба за живучесть судна» является подготовка студентов по направлению 16.03.03 к практической деятельности в качестве рефмашиниста и рефмеханика морского судна в соответствии с требованиями МК ПДНВ-78 и Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации.

Дисциплина  ставит своей задачей сформировать минимально необходимые знания по вопросам обеспечения живучести судна и личного выживания при кораблекрушении, обязательные для всех моряков.

Содержание программы обучения

Раздел 1.  Конструктивное обеспечение непотопляемости судна

Конструктивное обеспечение непотопляемости судна: конструктивное обеспечение остойчивости; конструктивное обеспечение  плавучести.

Судовые системы обеспечения непотопляемости.

Раздел 2.  Теоретические основы пожара. Огнетушащие вещества

Теоретические основы пожара: условия существования пожара; распространение пожара; самовозгорание.

Огнетушащие вещества: виды, свойства, применение.

Раздел 3.  Конструктивное обеспечение пожаробезопасности судна.  Противопожарное снабжение

Конструктивные противопожарные элементы.

Стационарные системы сигнализации обнаружения пожара.

Сигнализация предупреждения.

Судовые стационарные системы пожаротушения: водопожарная система; углекислотная система; система тушения инертным газом; спринклерная система; система водораспыления; система водяного орошения; система водяных завес; системы пенотушения; система тушения галоидированными углеводородами; система порошкового тушения.

Устройство, применение и размещение на судне противопожарного имущества: переносные пенные комплекты; огнетушители; прочее снабжение.

Раздел 4.  Организация  обеспечения  непотопляемости  судна

Организация судовой службы.

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна.

Предотвращение переворачивания судна: контроль остойчивости; борьба с обледенением.

Предотвращение затопления судна: контроль поступления воды в корпус судна; аварийное снабжение для борьбы с поступлением воды; борьба с распространением воды по судну; восстановление водонепроницаемости корпуса судна (заделка малых повреждений; заделка трещин; заделка больших повреждений).

Раздел 5.  Организация  обеспечения  пожаробезопасности  судна

Организация пожарной безопасности: пожарно-профилактический режим; обращение с пожароопасными материалами; курение; проведение огневых работ.

Организация борьбы с пожаром: индивидуальные действия; действия экипажа.

Раздел 6.  Судовые спасательные средства

Классификация спасательных средств.

Индивидуальные спасательные средства.

Спасательные шлюпки: конструкция корпуса; оборудование; установка на судне; эвакуация людей с использованием спасательной шлюпки.

Спасательные плоты: конструкция; оборудование; установка на судне; спусковое устройство спускаемых спасательных плотов; эвакуация людей с использованием спасательного плота.

Аварийное снабжение спасательных средств.

Вспомогательные спасательные средства: спусковые устройства; посадочные устройства.

Раздел 7.  Выживание при оставлении судна

Готовность экипажа к оставлению судна: подготовка и инструктаж, проводимые на судне; учения по оставлению судна.

Первоочередные действия в спасательном средстве.

Готовность к принятию помощи от воздушного судна.

Поведение: предотвращение потери тепла в воде; предупреждение обезвоживания; поведение в спасательном средстве; расходование и пополнение запасов пищи и воды; медицинская помощь.

Перечень основной литературы:

  1. Ганнесен В.В., Борьба за живучесть на судах рыбопромыслового флота. Учебник для ВУЗов. -М: Изд-во «Моркнига», 2017. -223 с.
  2. Ганнесен В.В., Спасательные средства судов рыбопромыслового флота. Учеб. пособие. -М: Изд-во «Моркнига», 2017. -231 с.

Электронные ресурсы:

БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА

СУДОВЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

 

Программа обучения состоит из лекций и лабораторных работ. Форма аттестации — зачёт.

Лабораторные работы. Лабораторная работа выполняется студентом в течение учебного занятия. Задачей лабораторной работы является закрепление знаний и подтверждение компетенций в разделе дисциплины, который вынесен на текущую работу.

Процедура лабораторной работы начинается с подключения студентов к электронной платформе MOODLE и прохождения теста по текущей теме. После окончания тестирования группы производится разбор ошибок и вопросов, которые возникли в процессе тестирования.

При отсутствии доступа к интернету тестирование производится в локальной сети компьютерного класса. При отсутствии электричества отчет  по лабораторной работе заключается в заполнении тест-листа по данной теме из сборника педагогических тестов для текущего контроля знаний, являющихся частью учебно-методического комплекса дисциплины. 

Методические указания к выполнению лабораторных работ

Самостоятельная работа. Самостоятельная работа студента заключается в изучении теоретического курса данной дисциплины и составлении письменного отчета о выполнении индивидуального задания.

Студентами дневной формы обучения самостоятельная работа выполняется в течение учебного семестра параллельно с аудиторными занятиями. Отчет о выполнении индивидуального задания по текущей теме представляется преподавателю перед началом практического занятия по данной теме, проводимого согласно учебному плану.

Студентами заочной формы обучения самостоятельная работа выполняется до выхода на сессию, а отчет предъявляется преподавателю на первом занятии.

Отчет выполняется в тетради и представляет собой рукописный ответ на поставленный вопрос (компьютерная распечатка не принимается). Ответ на вопрос предваряется записью темы и вопроса. В ответах, где по контексту требуются графические изображения (рисунки, схемы), таковые должны быть.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы

 

Контрольные вопросы к зачету