Маневрирование и управление судном
Ведущий преподаватель: Ганнесен Виталий Витальевич
Цели освоения дисциплины
Целью дисциплины «Маневрирование и управление судном» является подготовка студентов специальности 26.05.05. к практической деятельности в качестве вахтенного помощника капитана с дальнейшей возможностью занимания должности старшего помощника капитана и капитана на морском судне в соответствии с требованиями МК ПДНВ.
Дисциплина ставит своей задачей дать прочные базовые знания закономерностей процессов, происходящих при управлении судном как материальным объектом, привить студентам способность оценки ситуации и прогнозирования развития судоходной обстановки, научить всесторонней оценке риска предстоящего маневра.
Дисциплина «Маневрирование и управление судном» является одной из ведущих в общем курсе подготовки судоводителя и традиционно подразделяется на две части – теоретическую и практическую. При изучении теоретических разделов дисциплины «Маневрирование и управление судном» студенты получают знания характеристик сил и моментов, действующих на судно в различных условиях плавания. При изучении практической части курса «Маневрирование и управление судном» основными целями являются формирование навыков управления судном при различных условиях плавания, при проведении якорных, швартовных и буксирных операций и аварийно-спасательных работ. Важным условием освоения программы курса является приобретение обучающимися практических навыков в период учебных и производственных практик.
Место дисциплины в структуре ООП специалитета:
Дисциплина «Маневрирование и управление судном» относится к базовой части профессионального цикла С3. Б. Для освоения данной дисциплины необходимы знания и умения, приобретенные в результате изучения предшествующих дисциплин: «Теория и устройство судна», «Безопасность судоходства», «Гидрометеорологическое обеспечение судовождения», «Навигация и лоция».
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствие с ФГОС ВО:
- способен нести навигационную ходовую и стояночную вахту на судне (ПК-6);
- умеет вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, а также использовать все имеющиеся технические средства для предупреждения ситуаций чрезмерного сближения и столкновений (ПК-8);
- владеет основами маневрирования и управления судном, включая маневры при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке (ПК-9);
- обладает способностью передавать знания по дисциплинам профессиональных циклов в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (ПК-33).
Данные компетенции формируются в соответствии с требованиями МК ПДНВ (Таблица А-II/1 и Таблица А-II/2):
компетентность: Действия в чрезвычайных ситуациях
ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ:
- Меры предосторожности для защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях.
- Первые действия после столкновения или посадки на мель; первоначальная оценка повреждения и борьба за плавучесть.
- Правильное понимание процедур, которым нужно следовать при спасании людей, терпящих бедствие в море; оказание помощи судну, терпящему бедствие; меры, принимаемые в случаях аварий, возникающих в порту.
- Предосторожности при намеренной посадке судна на береговую отмель.
- Действия, которые должны предприниматься в случаях, если посадка на мель неизбежна и после посадки на мель.
- Снятие судии с мели с помощью или без нее.
- Действия, которые должны предприниматься, если столкновение неизбежно, и после столкновения или при ухудшении водонепроницаемости корпуса, произошедшего по какой-либо причине.
- Оценка борьбы за живучесть.
- Аварийное управление рулем.
- Устройства аварийной буксировки и процедуры буксирования.
компетентность: Маневрирование и управление судном в любых условиях
ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ:
Маневрирование и управление судном в любых условиях, включая:
- Влияния водоизмещения, осадки, дифферент, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь.
- Влияния ветра и течении на управление судном.
- Маневров и процедур при спасании человека за бортом.
- Увеличении осадки от скорости судна, мелководья и подобных эффектов надлежащих процедур постановки на якорь и швартовки.
- Маневрирование при приближении к лоцманской станции и посадке или высадке лоцманов с учетом погоды, состояния прилива, выбега и тормозного пути.
- Управление судном при плавании по рекам, эстуариям и стесненным водам, с учетом влияния течения, ветра и малой глубиной воды под килем на управляемость.
- Использование техники поворота с постоянной угловой скоростью.
- Маневрирование на мелководье, включая уменьшение запаса воды под килем из-за увеличения осадки на скорости, бортовой и килевой качки.
- Взаимодействие между двигающимися судами, а также взаимодействие собственного судна с близлежащими берегами (канальный эффект).
- Швартовку и отшвартовку с буксирами или без буксиров при различных условиях ветра, течения и прилива.
- Взаимодействие судна и буксира.
- Использование силовой установки и систем маневрирования.
- Выбор якорной стоянки; постановка на один или два якоря на стесненной якорной стоянке и факторы, влияющие на выбор необходимой длины якорной цепи; ситуацию “якорь не держит”, очистку якоря.
- Постановку в док поврежденного и неповрежденного судна.
- Маневрирование и управление судном в штормовых условиях, включая оказание помощи морскому или воздушному судну, терпящему бедствие; буксировка; средства удержания неуправляемого судна в безопасном положении относительно гребня волны, уменьшение дрейфа и использование масла.
- Меры предосторожности при маневрировании во время спуска дежурных шлюпок, спасательных шлюпок или плотов в штормовую погоду.
- Способы подъема потерпевших на судно с дежурных шлюпок, спасательных шлюпок или плотов.
- Умение определять маневренные характеристики обычных типов судов, обращая особое внимание на тормозные пути и диаметр циркуляции при различных осадках и скоростях.
- Важность плавания с уменьшенной скоростью для избежания повреждений, причиняемых сопутствующей волной своего судна.
- Практические меры, предпринимаемые при плавании во льдах или вблизи льда, или в условиях обледенения судна.
- Пользование системами разделения движения и системами управления движением судов и маневрирование при плавании в них или вблизи них.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основы маневрирования и управления судном при различных погодных условиях, влияние водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь;
- увеличение осадки от скорости судна, мелководья и подобных эффектов;
- влияние ветра и течения на управление судном, факторы, влияющие на судно при плавании в шторм, обледенение судов, при изменении режима работы движителей;
- надлежащие процедуры постановки и съемки судна с якоря и бочек, швартовых операций, плавания во льдах, в группе судов, буксировка судов, снятие судна с мели, маневры и процедуры при спасании человека за бортом;
- соответствующие международные и национальные правила и стандарты, касающиеся маневренных и инерционных качеств судна;
- общие понятия об описании движения судна системой уравнений для моделирования движения судна при маневрировании;
- влияние сил, обусловленных работой винта и перекладкой руля, на поворотливость судна и устойчивость его на курсе;
- средства активного управления для улучшения маневренных характеристик судна;
- принципы динамического позиционирования.
Уметь:
- управлять курсом судна в ручном, следящем и автоматических режимах;
- эксплуатировать судовые палубные устройства в соответствии с правилами технической эксплуатации, выполнять палубные работы и швартовные операции;
- использовать таблицу маневренных элементов судна и другую информацию по его маневренным характеристикам;
- выполнять обязанности вахтенного помощника капитана на ходовой и стояночной вахте;
- осуществлять выбор места якорной стоянки при постановке судна на якорь;
- определять запас глубины под килем на ходу судна;
- выбирать скорость судна с учетом влияния мелководья и стесненности судового хода;
- учитывать особенности плавания судна в шторм, готовить судно к плаванию в штормовых условиях, выбирать курс и скорость для избегания резонансной качки, слеминга, брочинга и заливаемости палубы;
- готовить судно к выполнению швартовных операций;
- принимать и сдавать лоцмана с соблюдением техники безопасности при приеме и сдаче лоцмана;
- учитывать особенности рейдовых грузовых операций и подготовку судна к ним; безопасно эксплуатировать технику, используемую для рейдовых грузовых операций;
- осуществлять самостоятельное плавание транспортного судна во льдах; учитывать характеристики льда и их влияние на безопасность ледового плавания;
- маневрировать для избегания столкновения и посадки на мель; выбирать маневр и осуществлять маневрирование в аварийной ситуации «Человек за бортом» и при угрозе нападения пиратов;
- готовить судно и несамоходный объект к буксировке, рассчитывать скорость буксировки и прочность буксирного троса;
Владеть:
- методами постановки и съемки судна с якоря и швартовных бочек, швартовных операций, буксировки судов, снятия судна с мели, управления судном при выполнении спасательных операций;
- морской терминологией;
- методами и средствами измерений физических величин, используемых в управлении судном;
- приемами снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем, навыками соблюдения техники безопасности и охраны труда при выполнении судовых работ;
- методами исследования и расчетной оценки мореходных, маневренных, инерционных, эксплуатационных качеств и пропульсивных характеристик судов в различных условиях плавания;
- методами постановки и съемки судна с якоря и швартовных бочек, швартовных операций, буксировки судов, снятия судна с мели, управления судном при выполнении спасательных операций.
- основами научно-исследовательской деятельности.
АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Аттестация по дисциплине производится по двум позициям:
- Выполнение и защита курсовой работы;
- Экзамен.
Студенты, не выполнившие курсовую работу, к экзамену не допускаются: ПЛ-2.5/10-2015 «Положение о текущей и промежуточной аттестации».
Экзамен проводится методом тестирования.
Экзаменационный тест включает вопросы по всем разделам учебного курса.
Тестирование проводится средствами электронной платформы MOODLE: https://lms.dgtru.ru/login/index.php
Для получения доступа к этому электронному ресурсу следует внимательно прочитать инструкцию, открывающуюся по указанному адресу. Кратко алгоритм подключения состоит из следующих шагов:
- Необходимо получить почтовый ящик «корпоративной» почты (т.е. адрес вида: ***@dgtru.ru), для чего делается заявка (в инструкции перейти по ссылке для заполнения формы).
- После получения почтового ящика следует создать учетную запись на платформе MOODLE (ссылка в низу инструкции). При создании учетной записи входным адресом электронной почты служит ТОЛЬКО адрес корпоративной почты (другие почтовые ящики не принимаются). При введении ФИО использовать русский алфавит! (иначе возникают большие проблемы с поиском для подключения преподавателем студента к конкретному электронному ресурсу внутри электронной системы.
- Доступ к любому онлайн-курсу или тесту открывается после того, как ведущий преподаватель вручную подключит студента к своему ресурсу.
- Онлайн-курс (тест) в зависимости от настройки может быть открытым постоянно и доступным в любое время, либо может быть с закрытым доступом, и открывается только в определенное время. В данном онлайн-курсе учебная информация открыта постоянно, а тесты открываются преподавателем во время урока/тестирования в аудитории.
Студенты не смогут пройти аттестацию (сдать экзамен) до тех пор, пока не получат доступ к электронной платформе MOODLE.
Список учебной литературы по дисциплине:
Снопков В.И. Управление судном. Учебник – СПб.: Профессионал, 2004. 535 с.
Шарлай Г.Н. Управление и маневрирование судном // Эл. Уч пос. – URL: https://deckofficer.ru/titul/study/item/upr-sudnom-2013
Ганнесен В.В. Плавание на мелководье // Эл. Уч пос.
Конспект лекций:
Введение: Цель и задачи дисциплины. Место дисциплины в подготовке судоводителя.
Раздел 1. Управляемость судна:
Тема 1.1. Основные понятия управляемости; сопротивление движению судна; разгон и торможение.
Тема 1.3. Поворотливость судна: центр вращения судна; управление судном на криволинейной траектории.
Тема 1.4. Влияние посадки, глубины моря, ветра и течения на поведение судна.
Раздел 2. Маневренные элементы судна:
Тема 2.2 Применение данных о маневренных элементах.
Раздел 3. Управление судном на мелководье и узкостях:
Раздел 4. Стоянка судна на якоре и бочках:
Тема 4.1 Расчет якорной стоянки.
Тема 4.2 Способы постановки; обеспечение безопасности; съемка с якоря; постановка и съемка с бочек.
Раздел 5. Управление судном при плавании в штормовых условиях:
Тема 5.2 Использование диаграмм штормования; способы штормования; обледенение судов.
Раздел 6. Швартовные операции:
Тема 6.1 Самостоятельная швартовка судна к причалу.
Тема 6.2 Швартовка судов в море.
Раздел 7. Грузовые и пассажирские операции в море:
Раздел 8. Буксировка судов морем:
Тема 8.1 Теория буксировки; расчеты, связанные с буксировкой.
Раздел 9. Посадка на мель:
Тема 9.1 Действия экипажа при посадке на мель; расчеты усилий, необходимых для снятия с мели.
Тема 9.2 Методы самостоятельного снятия судна с мели; снятие с мели с помощью других судов.
Раздел 10. Плавание во льдах:
Раздел 11. Маневрирование в аварийных ситуациях:
Тема 11.2 Готовность судна к действию в аварийных ситуациях.
Методические Указания:
Методические указания к лабораторным работам
Методические указания к самостоятельной работе
Методические указания к выполнению курсовой работы
ВНИМАНИЕ! Индивидуальные задания периодически изменяются с целью предотвращения плагиата ранее выполненных работ. Принимаются к рассмотрению только те работы, которые выполнены по исходным данным, входящим в методические указания, ссылка на которые приводится на данной странице.
Курсовая работа выполняется самостоятельно, оформляется в формате MS Word версии 2003, или 2007 (не выше; если на вашем компьютере установлена более свежая версия программы, то следует файл «сохранить как» в версии 2003, или 2007) и отправляется по электронной почте на проверку: gannesen.vv@dgtru.ru
Для сортировки преподавателем входящей корреспонденции отсылаемый файл должен иметь название, позволяющее точно идентифицировать студента и суть работы: фамилия, инициалы, группа, обозначение (КР — для курсовых работ; контр — для контрольных работ), вариант работы.doc (или .docx)
Пример для курсовой работы 7-вариант: Арсеньев АН_СВс-415_МиУС-КР_В-07.doc (или Арсеньев АН_СВс-415_МиУС-КР_В-07.docx)
Пример для контрольной работы 7-вариант: Арсеньев АН_СВс-415_МиУС-контр_В-07.doc (или Арсеньев АН_СВс-415_МиУС-контр_В-07.docx)
Если название файла не позволяет идентифицировать студента и суть работы, то он автоматически попадает в «корзину»!
Для заочной формы обучения: Вместе с файлом работы высылается фото первой страницы зачетной книжки, чтобы преподаватель мог проверить, правильно ли выбран вариант курсовой работы (алгоритм выбора варианта указан в методических указаниях).
После проверки преподаватель дает ответ, принимаются ли расчеты, либо в расчетах имеются ошибки, которые следует исправить. Если расчеты принимаются, то защита работы происходит по расписанию консультаций преподавателя. Защита КР заключается в демонстрации умения пользоваться результатами работы и оперативно находить решение, если поступают изменившиеся входные условия. Окончательная оценка КР выставляется с учетом показанных знаний теоретического раздела «буксировка» после сдачи экзамена.
Методические указания по выполнению контрольных работ для заочной формы обучения
Контрольные вопросы по курсу дисциплины для заочников (для подготовки к экзамену за учебный год)