Уч. дисциплины

Маневрирование и управление судном

Ведущий преподаватель: Ганнесен Виталий Витальевич

 

Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «Маневрирование и управление судном» является подготовка студентов специальности 26.05.05. к практической деятельности в качестве вахтенного помощника капитана с дальнейшей возможностью занимания должности старшего помощника капитана и капитана на морском судне в соответствии с требованиями МК ПДНВ.

Дисциплина ставит своей задачей дать прочные базовые знания закономерностей процессов, происходящих при управлении судном как материальным объектом, привить студентам способность оценки ситуации и прогнозирования развития судоходной обстановки, научить всесторонней оценке риска предстоящего маневра.

Дисциплина «Маневрирование и управление судном» является одной из ведущих в общем курсе подготовки судоводителя и традиционно подразделяется на две части – теоретическую и практическую. При изучении теоретических разделов дисциплины «Маневрирование и управление судном» студенты получают знания характеристик сил и моментов, действующих на судно в различных условиях плавания. При изучении практической части курса «Маневрирование и управление судном» основными целями являются формирование навыков управления судном при различных условиях плавания, при проведении якорных, швартовных и буксирных операций и аварийно-спасательных работ. Важным условием освоения программы курса является приобретение обучающимися практических навыков в период учебных и производственных практик.

 

Место дисциплины в структуре ООП специалитета:

Дисциплина «Маневрирование и управление судном» относится к базовой части профессионального цикла С3. Б. Для освоения данной дисциплины необходимы знания и умения, приобретенные в результате изучения предшествующих дисциплин: «Теория и устройство судна», «Безопасность судоходства», «Гидрометеорологическое обеспечение судовождения», «Навигация и лоция».

 

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствие с ФГОС ВО:

  • способен нести навигационную ходовую и стояночную вахту на судне (ПК-6);
  • умеет вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, а также использовать все имеющиеся технические средства для предупреждения ситуаций чрезмерного сближения и столкновений (ПК-8);
  • владеет основами маневрирования и управления судном, включая маневры при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке (ПК-9);
  • обладает способностью передавать знания по дисциплинам профессиональных циклов в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (ПК-33).

Данные компетенции формируются в соответствии с требованиями МК ПДНВ (Таблица А-II/1 и Таблица А-II/2):

 

компетентность: Действия в чрезвычайных ситуациях

ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ:

  1. Меры предосторожности для защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях.
  2. Первые действия после столкновения или посадки на мель; первоначальная оценка повреждения и борьба за плавучесть.
  3. Правильное понимание процедур, которым нужно следовать при спасании людей, терпящих бедствие в море; оказание помощи судну, терпящему бедствие; меры, принимаемые в случаях аварий, возникающих в порту.
  4. Предосторожности при намеренной посадке судна на береговую отмель.
  5. Действия, которые должны предприниматься в случаях, если посадка на мель неизбежна и после посадки на мель.
  6. Снятие судии с мели с помощью или без нее.
  7. Действия, которые должны предприниматься, если столкновение неизбежно, и после столкновения или при ухудшении водонепроницаемости корпуса, произошедшего по какой-либо причине.
  8. Оценка борьбы за живучесть.
  9. Аварийное управление рулем.
  10. Устройства аварийной буксировки и процедуры буксирования.

 

компетентность: Маневрирование и управление судном в любых условиях

ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ:

Маневрирование и управление судном в любых условиях, включая:

  1. Влияния водоизмещения, осадки, дифферент, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь.
  2. Влияния ветра и течении на управление судном.
  3. Маневров и процедур при спасании человека за бортом.
  4. Увеличении осадки от скорости судна, мелководья и подобных эффектов надлежащих процедур постановки на якорь и швартовки.
  5. Маневрирование при приближении к лоцманской станции и посадке или высадке лоцманов с уче­том погоды, состояния прилива, выбега и тормоз­ного пути.
  6. Управление судном при плавании по рекам, эстуариям и стесненным водам, с учетом влияния течения, ветра и малой глубиной воды под килем на управляемость.
  7. Использование техники поворота с постоянной угловой скоростью.
  8. Маневрирование на мелководье, включая уменьше­ние запаса воды под килем из-за увеличения осадки на скорости, бортовой и килевой качки.
  9. Взаимодействие между двигающимися судами, а также взаимодействие собственного судна с близлежащими берегами (канальный эффект).
  10. Швартовку и отшвартовку с буксирами или без буксиров при различных условиях ветра, течения и прилива.
  11. Взаимодействие судна и буксира.
  12. Использование силовой установки и систем маневрирования.
  13. Выбор якорной стоянки; постановка на один или два якоря на стесненной якорной стоянке и факторы, влияющие на выбор необходимой длины якорной цепи; ситуацию “якорь не держит”, очистку якоря.
  14. Постановку в док поврежденного и неповрежден­ного судна.
  15. Маневрирование и управление судном в штормовых условиях, включая оказание помощи морскому или воздушному судну, терпящему бедствие; буксировка; средства удержания неуправляемого судна в безопасном положении относительно гребня волны, уменьшение дрейфа и использование масла.
  16. Меры предосторожности при маневрировании во время спуска дежурных шлюпок, спасательных шлюпок или плотов в штормовую погоду.
  17. Способы подъема потерпевших на судно с дежур­ных шлюпок, спасательных шлюпок или плотов.
  18. Умение определять маневренные характеристики обычных типов судов, обращая особое внимание на тормозные пути и диаметр циркуляции при различных осадках и скоростях.
  19. Важность плавания с уменьшенной скоростью для избежания повреждений, причиняемых сопут­ствующей волной своего судна.
  20. Практические меры, предпринимаемые при пла­вании во льдах или вблизи льда, или в условиях обледенения судна.
  21. Пользование системами разделения движения и системами управления движением судов и маневрирование при плавании в них или вблизи них.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основы маневрирования и управления судном при различных погодных условиях, влияние водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь;
  • увеличение осадки от скорости судна, мелководья и подобных эффектов;
  • влияние ветра и течения на управление судном, факторы, влияющие на судно при плавании в шторм, обледенение судов, при изменении режима работы движителей;
  • надлежащие процедуры постановки и съемки судна с якоря и бочек, швартовых операций, плавания во льдах, в группе судов, буксировка судов, снятие судна с мели, маневры и процедуры при спасании человека за бортом;
  • соответствующие международные и национальные правила и стандарты, касающиеся маневренных и инерционных качеств судна;
  • общие понятия об описании движения судна системой уравнений для моделирования движения судна при маневрировании;
  • влияние сил, обусловленных работой винта и перекладкой руля, на поворотливость судна и устойчивость его на курсе;
  • средства активного управления для улучшения маневренных характеристик судна;
  • принципы динамического позиционирования.

Уметь:

  • управлять курсом судна в ручном, следящем и автоматических режимах;
  • эксплуатировать судовые палубные устройства в соответствии с правилами технической эксплуатации, выполнять палубные работы и швартовные операции;
  • использовать таблицу маневренных элементов судна и другую информацию по его маневренным характеристикам;
  • выполнять обязанности вахтенного помощника капитана на ходовой и стояночной вахте;
  • осуществлять выбор места якорной стоянки при постановке судна на якорь;
  • определять запас глубины под килем на ходу судна;
  • выбирать скорость судна с учетом влияния мелководья и стесненности судового хода;
  • учитывать особенности плавания судна в шторм, готовить судно к плаванию в штормовых условиях, выбирать курс и скорость для избегания резонансной качки, слеминга, брочинга и заливаемости палубы;
  • готовить судно к выполнению швартовных операций;
  • принимать и сдавать лоцмана с соблюдением техники безопасности при приеме и сдаче лоцмана;
  • учитывать особенности рейдовых грузовых операций и подготовку судна к ним; безопасно эксплуатировать технику, используемую для рейдовых грузовых операций;
  • осуществлять самостоятельное плавание транспортного судна во льдах; учитывать характеристики льда и их влияние на безопасность ледового плавания;
  • маневрировать для избегания столкновения и посадки на мель; выбирать маневр и осуществлять маневрирование в аварийной ситуации «Человек за бортом» и при угрозе нападения пиратов;
  • готовить судно и несамоходный объект к буксировке, рассчитывать скорость буксировки и прочность буксирного троса;

Владеть:

  • методами постановки и съемки судна с якоря и швартовных бочек, швартовных операций, буксировки судов, снятия судна с мели, управления судном при выполнении спасательных операций;
  • морской терминологией;
  • методами и средствами измерений физических величин, используемых в управлении судном;
  • приемами снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем, навыками соблюдения техники безопасности и охраны труда при выполнении судовых работ;
  • методами исследования и расчетной оценки мореходных, маневренных, инерционных, эксплуатационных качеств и пропульсивных характеристик судов в различных условиях плавания;
  • методами постановки и съемки судна с якоря и швартовных бочек, швартовных операций, буксировки судов, снятия судна с мели, управления судном при выполнении спасательных операций.
  • основами научно-исследовательской деятельности.

 

АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Аттестация по дисциплине производится по двум позициям:

  1. Выполнение и защита курсовой работы;
  2. Экзамен.

Студенты, не выполнившие курсовую работу, к экзамену не допускаются: ПЛ-2.5/10-2015 «Положение о текущей и промежуточной аттестации».

 

Экзамен проводится методом тестирования. 

Экзаменационный тест включает вопросы по всем разделам учебного курса.

Тестирование проводится средствами электронной платформы MOODLE: https://lms.dgtru.ru/login/index.php

Для получения доступа к этому электронному ресурсу следует внимательно прочитать инструкцию, открывающуюся по указанному адресу. Кратко алгоритм подключения состоит из следующих шагов:

  1. Необходимо получить почтовый ящик «корпоративной» почты (т.е. адрес вида: ***@dgtru.ru), для чего делается заявка (в инструкции перейти по ссылке для заполнения формы).
  2. После получения почтового ящика следует создать учетную запись на платформе MOODLE (ссылка в низу инструкции). При создании учетной записи входным адресом электронной почты служит ТОЛЬКО адрес корпоративной почты (другие почтовые ящики не принимаются). При введении ФИО использовать русский алфавит! (иначе возникают большие проблемы с поиском для подключения преподавателем студента к конкретному электронному ресурсу внутри электронной системы.
  3. Доступ к любому онлайн-курсу или тесту открывается после того, как ведущий преподаватель вручную подключит студента к своему ресурсу. 
  4. Онлайн-курс (тест) в зависимости от настройки может быть открытым постоянно и доступным в любое время, либо может быть с закрытым доступом, и открывается только в определенное время. В данном онлайн-курсе учебная информация открыта постоянно, а тесты открываются преподавателем во время урока/тестирования в аудитории.

Студенты не смогут пройти аттестацию (сдать экзамен) до тех пор, пока не получат доступ к электронной платформе MOODLE.

 

Список учебной литературы по дисциплине:

Снопков В.И. Управление судном. Учебник – СПб.: Профессионал, 2004. 535 с.

Шарлай Г.Н. Управление и маневрирование судном // Эл. Уч пос. – URL: https://deckofficer.ru/titul/study/item/upr-sudnom-2013

Ганнесен В.В. Плавание на мелководье // Эл. Уч пос.

Инструкции   по   несению   вахты   для судоводителей, судовых механиков и радиоспециалистов. Приказ Госкомрыболовства РФ от 01.10.1999 N 279

 

Конспект лекций:

Введение: Цель и задачи дисциплины. Место дисциплины в подготовке судоводителя.

Раздел 1. Управляемость судна:

Тема 1.1. Основные понятия управляемости; сопротивление движению судна; разгон и торможение.

Тема 1.2. Движительно-рулевой комплекс: состав; средства активного управления; системы динамического позиционирования; влияние ДРК на поведение судна.

Тема 1.3. Поворотливость судна: центр вращения судна; управление судном на криволинейной траектории.

Тема 1.4. Влияние посадки, глубины моря, ветра и течения на поведение судна.

Раздел 2. Маневренные элементы судна:

Тема 2.1 Нормативные требования к маневренным элементам; информация о маневренных элементах; способы их определения.

Тема 2.2 Применение данных о маневренных элементах.

Раздел 3. Управление судном на мелководье и узкостях:

Тема 3.1 Влияние мелководья и стесненности фарватера на движение судна; критическая скорость; просадка; изменение маневренных характеристик.

Тема 3.2 Гидродинамическое взаимодействие между судами, судами и отмелями, судами и стенками канала; управление судном на подходах к портам и портовых акваториях.

Раздел 4. Стоянка судна на якоре и бочках:

Тема 4.1 Расчет якорной стоянки.

Тема 4.2 Способы постановки; обеспечение безопасности; съемка с якоря; постановка и съемка с бочек.

Раздел 5. Управление судном при плавании в штормовых условиях:

Тема 5.1 Факторы, влияющие на судно при плавании в шторм; резонансная качка; слемминг; брочинг; потеря остойчивости; заливаемость палуб.

Тема 5.2 Использование диаграмм штормования; способы штормования; обледенение судов.

Раздел 6. Швартовные операции:

Тема 6.1 Самостоятельная швартовка судна к причалу.

Тема 6.2 Швартовка судов в море.

Раздел 7. Грузовые и пассажирские операции в море:

Тема 7.1 Прием и сдача лоцмана; передача людей с борта на борт в море; передача грузов и топлива в море.

Раздел 8. Буксировка судов морем:

Тема 8.1 Теория буксировки; расчеты, связанные с буксировкой.

Раздел 9. Посадка на мель:

Тема 9.1 Действия экипажа при посадке на мель; расчеты усилий, необходимых для снятия с мели.

Тема 9.2 Методы самостоятельного снятия судна с мели; снятие с мели с помощью других судов.

Раздел 10. Плавание во льдах:

Тема 10.1 Организация ледового плавания; управление судном при самостоятельном плавании в различных ледовых условиях; выбор маршрута плавания и безопасной скорости движения.

Тема 10.2 Управление судном при плавании под проводкой ледокола; правила проводки судов ледоколами; организация связи и управления в составе каравана; буксировка судов ледоколами.

Раздел 11. Маневрирование в аварийных ситуациях:

Тема 11.1 Экстренное маневрирование для избежания столкновения: торможение якорями; маневр торможения «рыбий хвост»; маневр ухода на циркуляцию.

Тема 11.2 Готовность судна к действию в аварийных ситуациях.

Тема 11.3 Управление судном при выполнении спасательных операций, при столкновении, при пожаре, при отказе машинного телеграфа и ДАУ, рулевого устройства, при угрозе нападения пиратов.

 

Методические Указания:

Методические указания к лабораторным работам

Методические указания к самостоятельной работе

Методические указания к выполнению курсовой работы

ВНИМАНИЕ! Индивидуальные задания периодически изменяются с целью предотвращения плагиата ранее выполненных работ. Принимаются к рассмотрению только те работы, которые выполнены по исходным данным, входящим в методические указания, ссылка на которые приводится на данной странице.

Курсовая работа выполняется самостоятельно, оформляется в формате MS Word версии 2003, или 2007 (не выше; если на вашем компьютере установлена более свежая версия программы, то  следует файл «сохранить как» в  версии 2003, или 2007) и отправляется по электронной почте на проверку:  gannesen.vv@dgtru.ru

Для сортировки преподавателем входящей корреспонденции отсылаемый файл должен иметь название, позволяющее точно идентифицировать студента и суть работы: фамилия, инициалы, группа, обозначение (КР — для курсовых работ; контр — для контрольных работ), вариант работы.doc (или .docx)

Пример для курсовой работы 7-вариант: Арсеньев АН_СВс-415_МиУС-КР_В-07.doc (или Арсеньев АН_СВс-415_МиУС-КР_В-07.docx)

Пример для контрольной работы 7-вариант: Арсеньев АН_СВс-415_МиУС-контр_В-07.doc (или Арсеньев АН_СВс-415_МиУС-контр_В-07.docx)

Если название файла не позволяет идентифицировать студента и суть работы, то он автоматически попадает в «корзину»!

 

Для заочной формы обучения: Вместе с файлом работы высылается фото первой страницы зачетной книжки, чтобы преподаватель мог проверить, правильно ли выбран вариант курсовой работы (алгоритм выбора варианта указан в методических указаниях). 

После проверки преподаватель дает ответ, принимаются ли расчеты, либо в расчетах имеются ошибки, которые следует исправить. Если расчеты принимаются, то защита работы происходит по расписанию консультаций преподавателя. Защита КР заключается в демонстрации умения пользоваться результатами работы и оперативно находить решение, если поступают изменившиеся входные условия. Окончательная оценка КР выставляется с учетом показанных знаний теоретического раздела  «буксировка» после сдачи экзамена.

Методические указания по выполнению  контрольных работ для заочной формы обучения 

Контрольные вопросы по курсу дисциплины для заочников (для подготовки к экзамену за учебный год)

Управление судном. Вопросы к госэкзамену