Уч. дисциплины

Предотвращение столкновений судов

Ведущий преподаватель: Ганнесен Виталий Витальевич

 

Цели и задачи освоения дисциплины

Целью дисциплины «Предотвращение столкновений судов» является подготовка студентов специальности 26.05.05. к практической деятельности в качестве вахтенного помощника капитана с дальнейшей возможностью занимания должности старшего помощника капитана и капитана на морском судне в соответствии с требованиями МК ПДНВ.

Задачей дисциплины является формирование знаний в вопросах организации радиолокационного наблюдения и использования радиолокационной информации для предотвращения столкновений судов, знания правил МППСС-72, учета маневренных характеристик судна при выборе маневра.

 

Место дисциплины в структуре ООП специалиста:

Дисциплина «Предотвращение столкновений судов» относится к профессиональному циклу дисциплин С3.Б.13 и имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с дисциплинами основной образовательной программы.

Для освоения дисциплины необходимы знания и умения, приобретенные в результате изучения предшествующих дисциплин: «Технические средства судовождения», «Навигация и лоция», «Маневрирование и управление судном».

 

Требование к результатам освоения содержания дисциплины

В процессе изучения дисциплины у обучающихся должны быть сформированы компетенции и индикаторы их достижения, установленные программой специалитета.

Компетенции и индикаторы их достижения

Код и наименование компетенции Код и наименование индикатора достижения компетенции
ПКС-2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты ПКС-2.1 Способен использовать Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками.
ПКС-2.4 Способен применять технику судовождения при отсутствии видимости.
ПКС-3 Способен использовать радиолокатор и САРП для обеспечения безопасности плавания ПКС-3.1 Способен пользоваться радиолокатором, расшифровывать и анализировать полученную информацию
ПКС-3.2 Способен пользоваться САРП, расшифровывать и анализировать полученную информацию

Данные компетенции формируются в соответствии с требованиями МК ПДНВ (Таблица А-II/1и Таблица А-II/2):

компетентность: Организация и процедуры несения вахты

ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ:

  1. Глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновений судов в море.
  2. Глубокое знание основных принципов несения ходовой навигационной вахты.
  3. Глубокой знание эффективных процедур работы вахты на ходовом мостике.
  4. Использование установленных путей движения судов в соответствии с общими положениями об установлении путей движения судов.
  5. Глубокие знания содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновения судов в море.
  6. Глубокое знание содержания, применения и целей основных принципов несения судовой навигационной вахты.
  7. Эффективные процедуры работы вахты на мостике

 

компетентность: Обеспечение безопасного плавания путем использования радиолокатора и САРП и современных навигационных систем обеспечивающих процесс принятия решения

ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ:

  1. Судовождение с использованием радиолокатора.
  2. Знание фундаментальных основ радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП).
  3. Умение работать, расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая следующее:

Работа, включающая:

  • факторы, влияющие на работу и точность;
  • включение и работа с блоком индикатора;
  • обнаружении неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от моря и т.д., радиолокационные маяки-ответчики и транспондеры, используемые при поиске и спасении.

Использование, включая:

  • дальность и пеленг; курс и скорость других судов; время и дистанцию кратчайшего сближения с судами, следующими пересекающимися и встречными курсами, или обгоняющими;
  • опознавание критических эхосигналов; обнаружение изменений курса и скорости других судов; влияние изменений курса и/или скорости своего судна;
  • применение Международных правил предупреждения столкновений судов в море;
  • техника радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений.
  1. Знание погрешностей систем и глубокие знания эксплуатационных аспектов современных навигационных систем, включая радиолокаторы и САРП.
  2. Техника судовождения при отсутствии видимости.
  3. Оценка навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор и САРП, с целью принятия решения по управлению судном для избежания столкновения и для управления безопасным плаванием.
  4. Взаимосвязь и оптимальное использование всех навигационных данных, доступных для осуществления плавания.

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

 Знать:

  • содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72);
  • взаимные обязанности судов в различных ситуациях, сигналы маневроуказания и предупреждения;
  • технику ведения радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движения;
  • способы расхождения с судами с помощью радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки;
  • основные принципы несения ходовой навигационной вахты, эффективные процедуры работы вахты на ходовом мостике, правила использования установленных путей движения судов в соответствии с Общими положениями об установлении путей движения судов;
  • требования таблицы А-II/1, главы VIII части А и рекомендации Раздела В-I/12 части В Кодекса ПДНВ применительно к расхождению судов;
  • достоинства, недостатки и ограничения средств наблюдения: визуального, слухового, радиолокационного, с использованием САРП (или САС), АИС, судовых устройств отображения навигационной информации;

Уметь:

  • вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, а также использовать применительно к преобладающим условиям и обстоятельствам плавания все имеющиеся технические средства для анализа ситуаций, которые могут привести к столкновению;
  • определять и выполнять действия по предупреждению ситуаций чрезмерного сближения в соответствии с МППСС-72;
  • практически использовать радиолокационную станцию, автоматическую идентификационную систему, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, интегрированные навигационные системы, расшифровывать, толковать и анализировать получаемую с их помощью информацию, использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
  • графически и аналитически определять параметры истинного движения по параметрам относительного движения и наоборот;
  • оценивать влияние видимости, навигационных ограничений, ограничений используемых средств наблюдения, маневренных характеристик своего судна, плотности движения, особенностей и ограничений судов, своей опытности, усталости и психофизиологического состояния на безопасную скорость, дистанцию расхождения и необходимость усиления ходовой вахты;
  • грамотно и эффективно использовать средства радиосвязи, визуальной и звуковой сигнализации, а также средств внутрисудовой связи для предотвращения столкновений судов;
  • управлять маневрированием своего судна для предотвращения столкновения;
  • оперативно оценивать эффективность предпринятых действий, необходимость дополнительного маневрирования и возможность возвращения к прежним элементам движения;
  • анализировать случаи столкновений в море, обращая внимание на недостатки и ошибки, ставшие причиной столкновения.

 Владеть:

  • навыками оценки опасности столкновения с другими судами на основании информации, полученной визуально, при помощи РЛС, САРП и АИС;
  • способами маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения судов.

 

Список учебной литературы по дисциплине:

  1. И.Ф.Коростелев. Предотвращение столкновений судов. Уч. пос. -Владивосток: Дальрыбвтуз, 2011.
  2. Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 г. (МППСС-72). 3-е изд., испр. –М.: Моркнига, 2009. – 152 с.

Электронные ресурсы:

Ганнесен В.В. МППСС-72 //электронная версия МППСС-72

Ганнесен В.В. Маневренный планшет // эл. уч. пос.

 

Методические Указания:

Методические указания к самостоятельной работе

Методические указания по выполнению контрольных работ заочной формы обучения

Контрольная работа является обязательным элементом учебного процесса с целью подготовки студента к решению задач безопасного расхождения судов на тренажерном оборудовании в масштабе реального времени.

Отчет о выполнении контрольной работы является регистрируемым отчетным документом.

Контрольная работа выполняется самостоятельно до выхода на сессию, оформляется в формате MS Word (версии 2003-2007, не выше) и отправляется по электронной почте на проверку:  gannesen.vv@dgtru.ru

Электронная версия необходима для внесения в базу данных.

В сопроводительной информации следует представиться (фамилия, инициалы, номер учебной группы) и указать, что собой представляют прикрепленные файлы.

Вместе с файлом работы высылается фото первой страницы зачетной книжки, чтобы преподаватель мог проверить, правильно ли выбран вариант контрольной работы (алгоритм выбора варианта указан в методических указаниях).  После проверки преподаватель дает ответ, принимаются ли расчеты, либо в расчетах имеются ошибки, которые следует исправить. 

Порядок проведения промежуточной аттестации 

Дисциплина изучается в трёх триместрах на 5-м курсе обучения: D, F и G.

Триместр D: форма аттестации — зачет.

Зачет выставляется в соответствии с правилами бально-рейтинговой системы при наборе не менее 36 баллов и выполнении 2 контрольных работ по анализу радиолокационной обстановки и расчету маневров расхождения, выполняемых на маневренном планшете.

Триместр F: форма аттестации — зачет.

Зачет выставляется в соответствии с правилами бально-рейтинговой системы при наборе не менее 36 баллов и выполнении 2 контрольных работ, выполняемых на радиолокационном тренажере МАРЛОТ, и защиты знаний Международных правил предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72).

Триместр G: форма аттестации — экзамен.

Экзамен сдается при прохождении тренажерной подготовки «Оператор РЛС/САРП» согласно требованиям МК ПДНВ

 

Методы и критерии оценки:

Проверка знаний Международных правил предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) проводится с использованием карточек, моделирующих различные ситуации на море. Карточки для проверки знаний берутся методом случайной выборки, однако они должны охватывать все разделы МППСС-72, связанные с правильной идентификацией ситуации и принятием решения:

  1. ночные огни;
  2. дневные знаки;
  3. звуковые сигналы;
  4. правила расхождения.

Неудовлетворительные знания по любому из разделов дают общую оценку «неудовлетворительно». Общее количество неправильных ответов не должно превышать 30%. 

Решение задачи расхождения на радиолокационном тренажере МАРЛОТ должно быть выполнено с достаточной точностью и соблюдением правил ведения радиолокационного наблюдения. Ставится задача расхождения с двумя судами, одно из которых должно пройти на дистанции ровно двух миль, а второе – не ближе двух миль. Студент должен рассчитать на маневренном планшете маневр расхождения и выполнить его. Компетентность считается подтвержденной, если для решения задачи студент выполнил два маневра: первый – для уклонения от встречных судов; второй – для возвращения на начальный курс (скорость). Корректировка расхождения дополнительными промежуточными изменениями курса (скорости) не допускается.

Оценка Критерии
Отлично
  • прокладка выполнена полностью: имеются все необходимые записи; и
  • прокладка выполнена аккуратно; и
  • отклонения по дистанции расхождения не превышает 2 кб; и
  • маневр выполнен своевременно (на дистанции не менее 4 миль); и
  • маневр выполнен в соответствии с МППСС-72.
Хорошо
  • прокладка выполнена полностью: имеются все необходимые записи; и
  • прокладка выполнена аккуратно; и
  • отклонения по дистанции расхождения не превышает 3 кб; и
  • маневр выполнен своевременно (на дистанции не менее 4 миль); и
  • маневр выполнен в соответствии с МППСС-72.
Удовлетворительно
  • отклонения по дистанции расхождения не превышает 4 кб; и
  • маневр выполнен своевременно (на дистанции не менее 4 миль); и
  • маневр выполнен в соответствии с МППСС-72.
  • маневр выполнен с запозданием (на дистанции менее 4 миль); и
  • маневр выполнен в соответствии с МППСС-72.
Неудовлетворительно

1) отклонения по дистанции расхождения превышает 4 кб

2) маневр выполнен с нарушением МППСС-72.

3) маневр не выполнен.