Уч. дисциплины

Организация ходовой навигационной вахты

Организация ходовой навигационной вахты

Цели и задачи освоения дисциплины

Целью дисциплины «Организация ходовой навигационной вахты» является подготовка студентов специальности 26.05.05. к практической деятельности в качестве вахтенного помощника капитана с дальнейшей возможностью занимания должности старшего помощника капитана и капитана на морском судне в соответствии с требованиями МК ПДНВ.

Основной задачей дисциплины  является обучение студентов основам организации штурманской службы на морских судах в различных условиях деятельности судна. В рамках курса даются знания по организации штурманской службы на морских судах в различных условиях деятельности судна. Программа курса базируется на международных и российских требованиях к организации штурманской службы.

Знания, полученные при изучении дисциплины, используются при несении навигационной вахты во время прохождения студентами плавательской практики.

Место дисциплины в структуре ООП специалитета:

Дисциплина относится к профессиональному циклу С3.В.ОД.

Предшествующие дисциплины: «Морская практика», «Морское право», «Навигация и лоция», «Радиосвязь и телекоммуникации», «Безопасность судоходства», «Предотвращение столкновений судов», «Маневрирование и управление судном».

Для освоения дисциплины обучаемый предварительно должен:

знать:

  • международные и национальные документы в области морского судоходства, включая Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС-72);
  • общие принципы работы навигационного оборудования ходового мостика;
  • основы обеспечения безопасности на судне;
  • основы управления судном в различных условиях плавания;
  • основные процедуры действий в аварийных ситуациях;

уметь:

  • работать с навигационными картами и пособиями;
  • планировать переход судна;
  • использовать навигационное оборудование ходового мостика;

владеть:

  • навыками вахтенного матроса, включая несение вахты на руле;
  • навыками работы на ПК.

 

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих компетенций:

  • способен эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях жесткой иерархической системы управления, соблюдая служебную дисциплину и выполняя уставные требования, умением хранить конфиденциальную информацию (ОК-3);
  • способен нести навигационную ходовую и стояночную вахту на судне (ПК-6);
  • готов применять знания национальных и международных требований по безопасности судна, экипажа, предотвращению загрязнения окружающей среды (ПК-7);
  • умеет вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, а также использовать все имеющиеся технические средства для предупреждения ситуаций чрезмерного сближения и столкновений (ПК-8).

 

Данные компетенции формируются в соответствии с требованиями МК ПДНВ (Таблица А-II/1и Таблица А-II/2):

компетентность: Организация и процедуры несения вахты

ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ:

  1. Глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновений судов в море.
  2. Глубокое знание основных принципов несения ходовой навигационной вахты.
  3. Глубокой знание эффективных процедур работы вахты на ходовом мостике.
  4. Использование установленных путей движения судов в соответствии с общими положениями об установлении путей движения судов.
  5. Глубокие знания содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновения судов в море.
  6. Глубокое знание содержания, применения и целей основных принципов несения судовой навигационной вахты.
  7. Эффективные процедуры работы вахты на мостике

 

компетентность: Обеспечение безопасного плавания путем использования радиолокатора и САРП и современных навигационных систем обеспечивающих процесс принятия решения

ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ:

  1. Судовождение с использованием радиолокатора.
  2. Знание фундаментальных основ радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП).
  3. Умение работать, расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая следующее:

Работа, включающая:

  • факторы, влияющие на работу и точность;
  • включение и работа с блоком индикатора;
  • обнаружении неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от моря и т.д., радиолокационные маяки-ответчики и транспондеры, используемые при поиске и спасении.

Использование, включая:

  • дальность и пеленг; курс и скорость других судов; время и дистанцию кратчайшего сближения с судами, следующими пересекающимися и встречными курсами, или обгоняющими;
  • опознавание критических эхосигналов; обнаружение изменений курса и скорости других судов; влияние изменений курса и/или скорости своего судна;
  • применение Международных правил предупреждения столкновений судов в море;
  • техника радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений.
  1. Знание погрешностей систем и глубокие знания эксплуатационных аспектов современных навигационных систем, включая радиолокаторы и САРП.
  2. Техника судовождения при отсутствии видимости.
  3. Оценка навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор и САРП, с целью принятия решения по управлению судном для избежания столкновения и для управления безопасным плаванием.
  4. Взаимосвязь и оптимальное использование всех навигационных данных, доступных для осуществления плавания.

 

В результате изучения дисциплины «Организация ходовой навигационной вахты» обучающийся должен:

знать:

  • основы организации судовой вахты на ходу судна и во время стоянки в порту или на рейде;
  • международные и национальные требования к порядку организации ходовой и стояночной вахты;
  • действия вахтенного помощника капитана в различных условиях эксплуатации судна и в аварийных ситуациях;

уметь:

  • заполнять судовой журнал и другие основные виды судовой документации;

владеть:

  • навыками несения ходовой вахты;
  • принципами управления ресурсами вахты.

 

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводятся в форме зачета. Аттестация проводится по результату выполнения практической задачи на тренажере управления судном Транзас — осуществлению перехода судна.

Решается задача, где плавание осуществляется при различных комбинациях следующих факторов:

  • стесненная акватория;
  • наличие встречных и попутных судов;
  • меняющаяся дальность видимости из-за тумана;
  • возникновение нештатных ситуаций: отказ GPS-системы; поломка гироскопа; срабатывание пожарной сигнализации; отказ главных насосов рулевого управления;
  • конечная цель – поставить судно на якорь в заданной точке.

Выполнение работы оценивается как «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по степени качества подготовки и осуществлени плавания с соблюдением процедур ходового мостика: своевременности и точности выполнения маневров, предпринимаемых для расхождения с другими судами, соответствия маневров МППСС-72, своевременности и адекватности реагирования на возникновение нештатных ситуаций.

Критерии оценки:

Оценка Критерии
Отлично
  • Прокладка ведется полностью: имеются все необходимые записи.
  • Маневры выполняются в соответствии с МППСС-72.
  • Своевременно замечаются неполадки в работе приборов; действия адекватны ситуации.
  • Фактическая траектория движения судна не имеет существенных отклонений от запланированной.
  • Проявлена способность определять место судна всеми доступными способами.
  • Проявлена способность работать со всеми приборами ходового мостика.
Хорошо
  • Прокладка ведется полностью: имеются все необходимые записи.
  • Маневры выполняются в соответствии с МППСС-72.
  • Своевременно замечаются неполадки в работе приборов; действия адекватны ситуации, но не всегда достаточно быстро принимается решение.
  • Фактическая траектория движения судна не имеет существенных отклонений от запланированной.
  • Проявлены некоторые затруднения в определении места судна некоторыми способами.
  • Проявлена недостаточно уверенная работа со всеми приборами ходового мостика.
Удовлетворительно
  • Прокладка ведется не полностью: допускаются пропуски необходимых записей.
  • Маневры выполняются в соответствии с МППСС-72.
  • Не своевременно замечаются неполадки в работе приборов; действия адекватны ситуации, но не всегда достаточно быстро принимается решение.
  • Фактическая траектория движения судна имеет существенные отклонения от запланированной.
  • Проявлены затруднения в определении места судна некоторыми способами.
  • Проявлена неуверенная работа с приборами ходового мостика.
Неудовлетворительно 1) Допущена авария (столкновение, посадка на мель)
2) Допущены нарушения МППСС-72.

 

Вопросы к зачету

Методические указания по выполнению  лабораторных работ