Уч. дисциплины

Маневрирование и управление судном

Ведущий преподаватель: Ганнесен Виталий Витальевич

 

Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «Маневрирование и управление судном» является подготовка студентов специальности 26.05.05. к практической деятельности в качестве вахтенного помощника капитана с дальнейшей возможностью занимания должности старшего помощника капитана и капитана на морском судне в соответствии с требованиями МК ПДНВ.

Дисциплина ставит своей задачей дать прочные базовые знания закономерностей процессов, происходящих при управлении судном как материальным объектом, привить студентам способность оценки ситуации и прогнозирования развития судоходной обстановки, научить всесторонней оценке риска предстоящего маневра.

Дисциплина «Маневрирование и управление судном» является одной из ведущих в общем курсе подготовки судоводителя и традиционно подразделяется на две части – теоретическую и практическую. При изучении теоретических разделов дисциплины «Маневрирование и управление судном» студенты получают знания характеристик сил и моментов, действующих на судно в различных условиях плавания. 

 

АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Аттестация по дисциплине производится по двум позициям:

  1. Выполнение и защита курсовой работы;
  2. Экзамен.
  3. Студенты заочной формы обучения для допуска к экзамену должны также выполнить контрольную работу.

Студенты, не выполнившие курсовую работу, к экзамену не допускаются: ПЛ-2.5/10-2015 «Положение о текущей и промежуточной аттестации».

 

Экзамен проводится методом тестирования. 

Экзаменационный тест включает вопросы по всем разделам учебного курса.

Тестирование проводится средствами электронной платформы MOODLE: https://lms.dgtru.ru/login/index.php

Для получения доступа к этому электронному ресурсу следует внимательно прочитать инструкцию, открывающуюся по указанному адресу. Если кратко, то алгоритм подключения состоит из следующих шагов:

  1. Необходимо получить почтовый ящик «корпоративной» почты (т.е. адрес вида: ***@stud.dgtru.ru), для чего делается заявка (в инструкции перейти по ссылке для заполнения формы).
  2. После получения почтового ящика следует создать учетную запись на платформе MOODLE (ссылка в низу инструкции). При создании учетной записи входным адресом электронной почты служит ТОЛЬКО адрес корпоративной почты (другие почтовые ящики не принимаются). При введении ФИО использовать русский алфавит! (иначе возникают большие проблемы с поиском для подключения преподавателем студента к конкретному электронному ресурсу внутри электронной системы.
  3. Доступ к любому онлайн-курсу или тесту открывается после того, как ведущий преподаватель вручную подключит студента к своему ресурсу. 
  4. Онлайн-курс (тест) в зависимости от настройки может быть открытым постоянно и доступным в любое время, либо может быть с закрытым доступом, и открывается только в определенное время. В данном онлайн-курсе учебная информация открыта постоянно, а тесты открываются преподавателем во время урока/тестирования в аудитории.

Студенты не смогут пройти аттестацию (сдать экзамен) до тех пор, пока не получат доступ к электронной платформе MOODLE.

 

Список учебной литературы по дисциплине:

Снопков В.И. Управление судном. Учебник – СПб.: Профессионал, 2004. 535 с.

Шарлай Г.Н. Управление и маневрирование судном // Эл. Уч пос. – URL: https://deckofficer.ru/titul/study/item/upr-sudnom-2013

Ганнесен В.В. Плавание на мелководье // Эл. Уч пос.

Инструкции   по   несению   вахты   для судоводителей, судовых механиков и радиоспециалистов. Приказ Госкомрыболовства РФ от 01.10.1999 N 279

 

Конспект лекций:

Введение: Цель и задачи дисциплины. Место дисциплины в подготовке судоводителя.

Раздел 1. Управляемость судна:

Тема 1.1. Основные понятия управляемости; сопротивление движению судна; разгон и торможение.

Тема 1.2. Движительно-рулевой комплекс: состав; средства активного управления; системы динамического позиционирования; влияние ДРК на поведение судна.

Тема 1.3. Поворотливость судна: центр вращения судна; управление судном на криволинейной траектории.

Тема 1.4. Влияние посадки, глубины моря, ветра и течения на поведение судна.

Раздел 2. Маневренные элементы судна:

Тема 2.1 Нормативные требования к маневренным элементам; информация о маневренных элементах; способы их определения.

Тема 2.2 Применение данных о маневренных элементах.

Раздел 3. Управление судном на мелководье и узкостях:

Тема 3.1 Влияние мелководья и стесненности фарватера на движение судна; критическая скорость; просадка; изменение маневренных характеристик.

Тема 3.2 Гидродинамическое взаимодействие между судами, судами и отмелями, судами и стенками канала; управление судном на подходах к портам и портовых акваториях.

Раздел 4. Стоянка судна на якоре и бочках:

Тема 4.1 Расчет якорной стоянки.

Тема 4.2 Способы постановки; обеспечение безопасности; съемка с якоря; постановка и съемка с бочек.

Раздел 5. Управление судном при плавании в штормовых условиях:

Тема 5.1 Факторы, влияющие на судно при плавании в шторм; резонансная качка; слемминг; брочинг; потеря остойчивости; заливаемость палуб.

Тема 5.2 Использование диаграмм штормования; способы штормования; обледенение судов.

Раздел 6. Швартовные операции:

Тема 6.1 Самостоятельная швартовка судна к причалу.

Тема 6.2 Швартовка судов в море.

Раздел 7. Грузовые и пассажирские операции в море:

Тема 7.1 Прием и сдача лоцмана; передача людей с борта на борт в море; передача грузов и топлива в море.

Раздел 8. Буксировка судов морем:

Тема 8.1 Теория буксировки; расчеты, связанные с буксировкой.

Раздел 9. Посадка на мель:

Тема 9.1 Действия экипажа при посадке на мель; расчеты усилий, необходимых для снятия с мели.

Тема 9.2 Методы самостоятельного снятия судна с мели; снятие с мели с помощью других судов.

Раздел 10. Плавание во льдах:

Тема 10.1 Организация ледового плавания; управление судном при самостоятельном плавании в различных ледовых условиях; выбор маршрута плавания и безопасной скорости движения.

Тема 10.2 Управление судном при плавании под проводкой ледокола; правила проводки судов ледоколами; организация связи и управления в составе каравана; буксировка судов ледоколами.

Раздел 11. Маневрирование в аварийных ситуациях:

Тема 11.1 Экстренное маневрирование для избежания столкновения: торможение якорями; маневр торможения «рыбий хвост»; маневр ухода на циркуляцию.

Тема 11.2 Готовность судна к действию в аварийных ситуациях.

Тема 11.3 Управление судном при выполнении спасательных операций, при столкновении, при пожаре, при отказе машинного телеграфа и ДАУ, рулевого устройства, при угрозе нападения пиратов.

 

Методические Указания:

Методические указания к лабораторным работам

Методические указания к самостоятельной работе

Методические указания к выполнению курсовой работы

ВНИМАНИЕ! Индивидуальные задания периодически изменяются с целью предотвращения плагиата ранее выполненных работ. Принимаются к рассмотрению только те работы, которые выполнены по исходным данным, входящим в методические указания, ссылка на которые приводится на данной странице.

С начала учебного года 2023 приниматься будут только курсовые работы, выполненные в соответствии с методическими указаниями издания 2023г.

Работы, выполнявшиеся по предыдущим версиям методических указаний, но не защищенные в установленный срок, не будут приниматься к рассмотрению!

Курсовая работа выполняется самостоятельно, оформляется в формате MS Word версии 2003, или 2007 (не выше; если на вашем компьютере установлена более свежая версия программы, то  следует файл «сохранить как» в  версии 2003, или 2007) и отправляется по электронной почте на проверку:  gannesen.vv@dgtru.ru

Для сортировки преподавателем входящей корреспонденции отсылаемый файл должен иметь название, позволяющее точно идентифицировать студента и суть работы: фамилия, инициалы, группа, обозначение (КР — для курсовых работ; контр — для контрольных работ), вариант работы.doc (или .docx)

Пример для курсовой работы 7-вариант: Арсеньев АН_СВс-415_МиУС-КР_В-07.doc (или Арсеньев АН_СВс-415_МиУС-КР_В-07.docx)

Пример для контрольной работы 7-вариант: Арсеньев АН_СВс-415_МиУС-контр_В-07.doc (или Арсеньев АН_СВс-415_МиУС-контр_В-07.docx)

Если название файла не позволяет идентифицировать студента и суть работы, то он автоматически попадает в «корзину»!

 

Для заочной формы обучения: Вместе с файлом работы высылается фото первой страницы зачетной книжки, чтобы преподаватель мог проверить, правильно ли выбран вариант курсовой работы (алгоритм выбора варианта указан в методических указаниях). 

После проверки преподаватель дает ответ, принимаются ли расчеты, либо в расчетах имеются ошибки, которые следует исправить. Если расчеты принимаются, то защита работы происходит по расписанию консультаций преподавателя. Защита КР заключается в демонстрации умения пользоваться результатами работы и оперативно находить решение, если поступают изменившиеся входные условия. Окончательная оценка КР выставляется с учетом показанных знаний теоретического раздела  «буксировка» после сдачи экзамена.

Методические указания по выполнению  контрольных работ для заочной формы обучения 

Контрольные вопросы по курсу дисциплины для заочников (для подготовки к экзамену за учебный год)

Управление судном. Вопросы к госэкзамену