Технико-эксплуатационные характеристики, назначение и состав комплекта, принцип работы |
||
Учебная цель: изучить технико-эксплуатационные характеристики, принцип работы гирокурсоуказателя «Вега», состав и назначение прибором комплекта, их размещение на судне; проанализировать причины возникновения методических погрешностей гирокурсоуказателя. 1.5. Принцип работы В отличие от маятникового гирокомпаса чувствительный элемент (ЧЭ) ГКУ «Вега» имеет астатический (уравновешенный) гироскоп 1 (рис. 1.1), который с помощью горизонтальной пары торсионов 10 (по оси у) и вертикальной пары торсионов 8 (по оси z) подвешен в следящей сфере 2, являющейся внешним корпусом гироблока. Торсион - это отрезок проволоки, работающий на скручивание вокруг своей продольной оси. Для снятия нагрузки на торсионы за счет массы ЧЭ пространство между ним и следящей сферой заполнено специальной нетоконроводной жидкостью 3. Жидкость при рабочей температуре обеспечивает чувствительному элементу нулевую плавучесть. 1.5.1. Режим свободного гироскопа Одной из основных особенностей схемы ГКУ является то, что его следящая система используется не только по своему прямому назначению слежение за положением ЧЭ по азимуту и высоте, но и участвует в создании управляющих и корректирующих моментов гироскопа. Рис 1.1. Принципиальная схема гирокомпаса «Вега»
1 Астатический (уравновешенный) гироскоп; 2 Следящая сфера; 3 Специальная нетокопроводная жидкость; 4 Двухкоординатные датчики угла; 5 Вертикальное карданово кольцо; 6 Шейка гиромоторора; 7 Установочное вертикальное кольцо; 8 Горизонтальная пара торсионов; 9 Горизонтальное карданово кольцо; 10 Вертикальная пара торсионов; 11 Двигатель горизонтальный, Датчик моментов азимутальный; 12 Двигатель вертикальный, Датчик моментов вертикальный; 13 Синусно-косинусный вращающийся трансформатор СКВТД, являющийся датчиком курса; 14 Синусно-косинусный вращающийся трансформатор (СКВТ), преобразователь координат ПТ-001 Свободный гироскоп изменяет свое положение в горизонтной системе координат сравнительно медленно, поэтому при циркуляции или качке он остается на месте, а следящая сфера увлекается судном. В результате они рассогласуются друг с другом и возникшие на обмотках ДДУ сигналы отрабатываются так, как уже рассмотрено выше. |
||