|
Введение
Бурное развитие технических средств навигации в настоящее время позволило существенно повысить и точность судовождения. Особенно значительный вклад в решение этих проблем вносят спутниковые навигационные системы. Однако они обеспечивают в основном коррекцию координат места судна, а вопросы курсоуказания продолжает решать гирокомпас, поэтому он был и остается одним из важнейших электронавигационных приборов.
В течение многих лет на судах успешно использовались гирокомпасы с непосредственным управлением типа «Курс» и «Амур». С повышением интенсивности судоходства, при плавании в высоких широтах, с появлением высокоскоростных судов возникла потребность в гироскопических курсоуказателях, способных обеспечить решение задач в новых условиях. Были созданы гирокурсоуказатели нового типа. Они могут работать в режимах гирокомпаса и гироазимута, что значительно расширяет диапазон возможностей их использования. Это определило название данных приборов - гироазимут-компас. В технической литературе их называют также двухрежимными гирокурсоуказателями (ГКУ). Благодаря наличию режима гироазимута данные приборы обеспечили первое и пока единственное плавание надводного судна к северному полюсу. Имеется в виду знаменитый рейс атомного ледокола «Арктика», выполненный им в 1977 году под командованием капитана Ю.С. Кучиева.
Настоящий сборник лабораторных работ предназначен для курсантов и слушателей судоводительской специальности морских институтов, университетов и академий, освоивших теоретический курс гирокурсоуказателя.Формы отчетов по лабораторным работам представлены в приложении.
|